Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Сказано ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться?

Темы: Берешит, Брак, Заповеди, Рав Яков Шуб, Плодитесь и размножайтесь

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, много слышала о том, какое больше внимание уделяется в Иудаизме семейной жизни. А говорится ли где-нибудь в Торе об обязанности жениться?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Для начала давайте разберемся, где в Торе сказано об обязанности жениться и приводить в мир детей.

Во-первых, Всевышний в Своем бесконечном милосердии создал для первого человека спутницу — женщину. Как сказано: «…нехорошо человеку быть одному» (Берешит 2:18) — ведь только в паре с женщиной мужчина может достичь совершенства. Талмуд (Йевамот 62 б) говорит, что одинокий мужчина живет без благословения, без добра, без радости, без Торы, без мира, без дома. Т.е., только женившись, мужчина сможет по-настоящему понять и ощутить как духовные, так и материальные ценности.

Во-вторых, действительно, как Вы верно заметили, мужчина обязан жениться, чтобы выполнять обязанность «плодитесь и размножайтесь» (Берешит 1:28). Талмуд (Йевамот 63а) говорит: страшные вещи происходят с тем, кто отказывается от выполнения этой заповеди. Он приравнивается к тому, кто проливает кровь, его «уклонение» приводит к изгнанию Шхины (Б-жественного присутствия) и т.п.

В этой связи стоит привести сказанное в Талмуде (Шабат 31): когда человек после смерти предстает пред Небесным Судом, один из первых вопросов, которые ему задают, это — занимался ли он выполнением заповеди «плодитесь и размножайтесь». Основное внимание уделяется именно тому, «занимался» ли он выполнением заповеди, не спрашивают, выполнил он ее или нет. Иными словами, человек обязан делать то, что в его силах, а удостоится он потомства или нет — это уже, как известно, в руках Всевышнего.

В-третьих, даже если человек уже выполнил заповедь «плодиться и размножаться», он не должен останавливаться на этом, как сказано: «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (Коэлет 11:6). Талмуд (Йевамот 62 б) делает отсюда вывод, что даже после того, как человек выполнил заповедь плодиться и размножаться, он все равно должен стараться, чтобы у него были еще дети. Только теперь это предписание не Торы, а мудрецов.

В-четвертых, желание Всевышнего в том, чтобы этот мир наполнялся Его созданиями, как сказано: «Ибо так сказал Господь, Сотворивший небеса, Он — Б-г, Образовавший землю и Создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить» (Йешая 45:18). Т.е., умножая количество детей, человек выполняет непосредственный замысел Творца в создании этого мира. Это также является предписанием мудрецов.

В-пятых, поскольку Всевышний заложил в человека естественное влечение к противоположному полу, чтобы облегчить ему выполнение этих заповедей, все время, пока человек не женат, существует опасность, что это влечение приведет его к неправильным мыслям и действиям (респонс Трумат а-Дэшен 263, Хелькат Мэхокек, Эвен а-Эзер 1:10, Бейт Шмуэль 1:15). Это относится и к женщине, ей нельзя оставаться незамужней, так как это ставит под сомнение ее репутацию (Рамо, Эвен а-Эзер 1:13).

Мы перечислили пять причин, по которым человек обязан женится и иметь детей. Возможно, Вы спросите: для того, чтобы выполнять эти заповеди, хватило бы и одной причины; какой смысл все это разграничение причин имеет для практики? В качестве примера можно привести закон о продаже Сэфер Тора (свитка Торы).

Талмуд (Мегила 27а) говорит, что нельзя продавать Сефер Тора, за исключением двух случаев: когда не хватает средств на изучение Торы (или поддержку изучающих Тору) или на женитьбу.

О том, в каких ситуациях разрешено продавать свиток Торы, чтобы жениться, существует спор:

— По одному мнению, разрешено продать, чтобы жениться, только тому, кто еще не выполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:8).

— По другому мнению, разрешено продать Тору, чтобы жениться, даже тому, кто уже выполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», так как остаются еще третья и четвертая причина (см. выше). Согласно этому мнению, вдовец или разведенный, у которого уже есть дети, может продать Сефер Тора, чтобы жениться во второй раз на женщине, от которой у него еще могут быть дети (Бейт Шмуэль 1:15). Согласно этому мнению, можно также продать Сефер Тора, чтобы помочь женщине выйти замуж. Хотя на женщину и не возлагается выполнение заповеди Торы плодиться и размножаться, заповедь населять этот мир (см. четвертую причину) относится и к ней (Мишна Брура 253).

— Некоторые галахические авторитеты считают, что разрешено продать Сефер Тора, даже чтобы жениться на женщине, которая не может иметь детей, — чтобы уберечь себя от неправильных мыслей и действий, см. пятую причину (Бейт Шмуэль 1:16).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме