Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Плодитесь и размножайтесь

Плодиться и размножаться — это первая заповедь, данная Б-гом человеку

Плодитесь и размножайтесь — заповедь, которая была дана Адаму, Первому Человеку. На иврите — «пру у-рву». Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться: человек должен стремиться привести в мир как можно больше детей.

Оглавление

Заповедь «плодитесь и размножайтесь» и ее значение [↑]

Заповедь произведения потомства — «пру у-рву», то есть «плодитесь и размножайтесь» — согласно Пятикнижию, была дана Первому человеку, Адаму, после того, как он и его жена Хава (Ева) были сотворены в шестой день Творения: «И благословил их Б — г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю…» (Берешит, 1:28).

Еврейские мудрецы указали на исключительно важное значение этой заповеди. Талмуд говорит, что тот, кто отказывается от ее выполнения, как будто проливает кровь, и такое «уклонение» приводит к изгнанию Шхины, Б-жественного присутствия (Йевамот, 63а). В трактате Талмуда Шабат(Шабат 31) также сказано, что, когда человек после смерти предстает перед Небесным Судом, один из первых вопросов, которые ему задают, это — занимался ли он выполнением заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Шабат, 31). При этом важно именно «заниматься», приложить для этого все силы, а удостоился человек потомства или нет — находится в руках Вс-вышнего.

К кому относится заповедь произвести потомство? [↑]

Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится к мужчине и означает, что он обязан найти себе жену и произвести потомство.

Женщина при этом является его помощницей, однако на ней не лежит эта обязанность, как таковая.

Границы заповеди [↑]

Существуют установленные границы выполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь». Чтобы ее выполнить, необходимо произвести на свет, по крайней мере, двух разнополых детей, каждый из которых способен сам произвести потомство.

Но не следует останавливаться на этом. В Книге Коэлет (Экклезиаст), написанной мудрейшим из людей — царем Шломо (Соломоном) сказано: «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (Коэлет 11:6). Талмуд (Йевамот 62 б) делает отсюда вывод, что и после того, как человек выполнил заповедь плодиться и размножаться, он должен стараться, чтобы у него были еще дети — чтобы воспитать как можно больше достойных людей.

Другая причина для рождения как можно большего количества детей — выполнение желания Вс-вышнего, чтобы мир наполнялся Его созданиями. Т.е., умножая количество детей, мы выполняем непосредственный замысел Творца в создании этого мира, и это также является предписанием мудрецов.

Есть еще одна традиция, которая приводится в Талмуде: Машиах не придет, пока не спустятся в мир все те души, которые Вс-вышний запланировал привести. Другими словами, с рождением каждого ребенка мир приближается к своему полному исправлению.

Предписания мудрецов в конкретных случаях [↑]

Для того, чтобы выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь» в минимальном объеме (произвести на свет двух разнополых детей), пара обязана приложить максимум стараний, то есть быть вместе во все периоды, когда зачатие максимально вероятно. Чтобы освободить от этой заповеди, пока у супругов еще нет двух разнополых детей, нужны очень веские аргументы, например, состояние здоровья жены или мужа (как физическое, так и психическое), которое не позволяет продолжать деторождение.

Если же речь идет о расширенном понимании заповеди «пру у-рву», компетентный раввин может дать совет сделать перерыв в деторождении. При этом учитываются такие факторы, как физиологическое состояние женщины после последних родов, ее психологическое состояние, физиологическое и психологическое состояние отца, особенности пары: их происхождение, менталитет, мироощущение — «совместимость» всего этого с большим количеством детей, способность родителей дать внимание, доброту и ласку всем детям.

Что касается материального достатка, то, несмотря на сложившееся в современном мире представление о том, что это фактор решающий, большой роли он не играет. Таково мнение Торы, переданное по традиции нашими мудрецами. Вс-вышний, посылая ребенка, «обязуется» дать ему пропитание. А если у пары есть материальные проблемы, то это связано не с количеством детей, а со многими другими факторами, которые учитывает Вс-вышний, выделяя нам заработок. Из-за нового ребенка денег меньше не станет; это может повлиять на наш материальный достаток только положительно.

Выводить материалы