Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди Плодиться и размножаться, Обрезания, О клеветнике и О насильнике.

211-я заповедь – повеление трепетать перед отцом и матерью, как трепещут перед тем, кто способен покарать, например, перед царем, и, соответственно, вести себя с ними так, как ведем себя по отношению к тому, от кого опасаемся нежелательных последствий. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Каждый перед матерью и отцом трепещите” (Ваикра 19:3).

И сказано в Сифре (Кедошим): “В чем выражается этот трепет? Не садиться на их место, не перебивать их, даже чтобы подтвердить их слова, и не противоречить им”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в трактате Кидушин (30б-32а).

 

 

212-я заповедь – повеление плодиться и размножаться ради поддержания человеческого рода. И это заповедь пирья вэривья (заповедь “производства потомства”). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней” (Берешит 9:7).

И разъяснили мудрецы (Брахот 16а), что жених, взявший в жены девственницу, не обязан читать “Слушай, Израиль” в вечер свадьбы, поскольку он “занят выполнением заповеди” (согласно существующему принципу: “тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобожден от одновременного выполнения других заповедей”. Итак, очевидно, что произведение потомства – заповедь Торы).

Законы и обязанности, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (61-66а). Женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь ясно сказано там (65б): “Мужчине заповедано плодиться и размножаться, но не женщине”.

 

 

213-я заповедь – повеление, вступая в брак, совершать кидушин (освящение), либо вручая женщине дар, либо заключая с ней брачный договор, либо вступая с ней в близость. И это заповедь кидушин. И указанием на эту заповедь служит Его речение: “Если человек возьмет жену и вступит с ней в близость...” (Дварим 24:1), – отсюда следует, что жена приобретается близостью (Кидушин 4б).

И сказал Он: “И она (женщина, получившая развод) выйдет из его дома, пойдет и станет женой другого мужчины” (там же 24:2), – как она “выйдет”, получив соответствующий документ (разводное письмо), так и “станет женой”, получив соответствующий документ (брачный договор). Следовательно, кидушин может быть совершен и при помощи брачного договора)” (Кидушин 5а).

И еще мы учим (там же 3б), что жена приобретается деньгами. Ведь сказано в Торе о рабыне-еврейке (Шмот 21:11): “Пусть она уходит даром, без денег”. Говорят мудрецы: “Этому господину (от которого уходит рабыня) не платят денег, но платят деньги другому господину. Кому? Ее отцу (когда берут в жены несовершеннолетнюю). Следовательно, кидушин может быть совершен при помощи денег или предмета, имеющего денежную стоимость, например, кольца и т.п.)”.

Однако кидушин, предписанный самой Торой, – это именно освящение близостью, как разъяснено в нескольких местах Талмуда: в трактатах Ктубот (3а), Кидушин и Нида (44б).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в посвященном ей трактате Кидушин. И однозначно сказали мудрецы об освящении близостью, что это – “из Торы” (Кидушин 9а).

Итак, выяснилось, что кидушин – заповедь Торы.

 

 

214-я заповедь – повеление, чтобы муж оставался вместе с женой в течение первого года их супружества, и не отлучался из города без нее, и не отправлялся с войском в завоевательные походы, и не принимал на себя других обязательств, связанных с разлукой (см. ”Н.д.” 311), – но радовался с ней полный год со дня, когда он впервые вступил с ней в близость. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если кто взял жену недавно, ...пусть он будет свободен для своего дома один год и пусть веселит свою жену” (Дварим 24:5).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (43а-44б).

 

 

215-я заповедь – повеление делать обрезание. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, обращенное к Аврааму: “Ты же соблюдай Мой завет, ты и твое потомство после тебя во всех поколениях: ...обрезайте вашу крайнюю плоть, ...восьми дней от рождения пусть будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужчина“ (Берешит 17:10-12).

И написано в Торе, что не выполнивший эту заповедь “делай” карается каретом (отсечением души). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Необрезанный же мужчина, который не обрежет своей крайней плоти, – отсечется та душа от своего народа” (там же 17:14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 19-ой главе трактата Шабат (130а) и в 4-ой главе трактата Йевамот (46-48б).

Женщине не заповедано делать обрезание сыну, но выполнение этой заповеди лежит на отце, как разъяснено в трактате Кидушин (29а).

 

 

216-я заповедь – повеление, чтобы деверь женился на вдове умершего брата, не имевшего от нее детей (такой брак называется ибум). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то пусть не выходит жена умершего за чужого человека... Деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жены, ...а первенец, которого она родит, будет считаться сыном умершего брата” (Дварим 25:5-6).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Йевамот.

 

 

217-я заповедь – повеление, чтобы бездетная вдова совершала обряд халицы, если брат ее умершего мужа не пожелает взять ее в жены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Но если не захочет этот человек взять свою невестку... то пусть подойдет к нему невестка перед глазами старейшин и снимет башмак с его ноги, и плюнет перед ним, и возгласит, и скажет: “Так поступают с человеком, который не хочет восстановить дом своего брата” (Дварим 25:7,9).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Йевамот.

 

И известны слова мудрецов (Брахот 13а, Йевамот 39б): “Выполнить заповедь об ибуме (т.е. взять в жены вдову брата, умершего бездетным) предпочтительнее, чем выполнить заповедь о халице”. Вот почему трактат был назван Йевамот (от слова ибум), несмотря на то, что он в включает в равной мере и законы совершения ибума, и законы совершения халицы.

 

 

218-я заповедь – повеление, чтобы насильник (взявший силой девственницу) женился на изнасилованной им. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если же встретит кто девственницу, которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с нею, и застанут их, то пусть даст мужчина, лежавший с ней, отцу девицы пятьдесят сребреников, и ему будет она женою за то, что насиловал он ее; не может он развестись с ней во все свои дни” (Дварим 22:28-29).

И уже разъяснено в трактате Макот (15а), что запрет насильнику разводиться (см. ”Н.д.” 358) – это “запрет, которому предшествует выполнение заповеди “делай”.

Итак, выяснилось, что Его речение “Ему будет она женою” – заповедь “делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (39а, 41б-43а).

 

 

219-я заповедь – закон о моци шем ра (клеветнике, который, взяв в жены девственницу, ложно заявил, что не нашел следов ее девственности). Повеление наказывать его плетьми и оставлять ему жену без права развода, поскольку по его поводу тоже сказано: “И ему будет она женою, не может он развестись с ней во все свои дни” (Дварим 22:19).

И разъяснено в трактате Макот (15а), что этот запрет (см. ”Н.д.” 358), так же, как запрет о насильнике, – это “запрет, которому предшествует выполнение заповеди “делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (44-46б).

 

 

Двести двадцатая заповедь – повеление, которым нам заповедан закон “о соблазнителе” (мефатэ). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И если кто обольстит девственницу, которая не обручена, и ляжет с нею, то он должен, дав ей приданное, взять ее себе в жены” (Шмот 22:15).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (41б-43а).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"