Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О женщине, красивой видом на войне, О наказании плетьми, О женщине-соте, О непреднамеренном убийце, О казне мечом и сожжением, О побивании камнями

221-я заповедь — повеление, которым нам заповедан закон о «женщине, красивой видом» (йефат тоар). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда выйдешь на войну против своих врагов… и возьмешь у них пленных, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее в жены, то приведи ее в свой дом, и пусть обреет она свою голову и обрежет свои ногти, … и пусть сидит в твоем доме и оплакивает отца и мать в течение месяца, а затем войди к ней и стань ее мужем» (Дварим 21:10-13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (21б-22а).

222-я заповедь — повеление осуществлять развод, если муж желает расторгнуть брак, при помощи разводного письма. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…Если она не найдет благоволения в его глазах, …он напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отошлет ее из своего дома» (Дварим 24:1).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — законы развода — полностью разъяснены в посвященном этому трактате Гитин.

223-я заповедь — повеление, которым нам заповедан закон о жене, заподозренной в неверности (сота). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Каждый человек, жена которого собьется с пути и нарушит верность ему, …а свидетеля против нее нет, и она не была захвачена; … и будет он ревновать жену свою, … или же найдет на него дух ревности, …а она не осквернилась, то пусть приведет муж свою жену к коэну… и подведет ее коэн и поставит перед Ашемом, и возьмет коэн родниковой воды в глиняный сосуд и т.д.» (Бемидбар 5:12-17).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — как поят соту этой водой, и какое жертвоприношение совершается за нее и другие законы — разъясняются в посвященном этому трактате Сота.

224-я заповедь — повеление наказывать плетью преступивших определенные запреты Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если заслужил побои виновный, то пусть прикажет судья положить его и бить его при себе, смотря по вине его, по счету» (Дварим 25:2). И когда мы будем говорить о заповедях «не делай», мы укажем те запреты, за нарушение которых полагается наказание плетьми.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Макот (гл.3).

225-я заповедь — повеление изгонять совершившего непреднамеренное убийство из его города в один из городов-убежищ. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если нечаянно, без вражды столкнул один другого … или каким-нибудь камнем, которым можно убить, не видя, бросил он в него, и тот умер, …то должна община спасти убийцу от руки мстящего за кровь, и должна отправить его община в город-убежище… чтобы он жил там до смерти первосвященника, помазанного священным маслом» (Бемидбар 35:22-23, 25).

И сказано в Сифри (Шофтим): «“Чтобы он жил там…” — т.е. чтобы он вообще не покидал этот город; ведь сказано “там” — там он будет жить, там умрет и там его похоронят».

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Макот (2аб и гл.2).

226-я заповедь — повеление казнить мечом преступивших определенные запреты Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:20): «Если кто побьет своего раба или рабыню палкой, и умрут они под его рукою, то ему будет отомщено» (О мести также говорится в книге Ваикра (26:25): «И наведу на вас меч, мстящий за нарушение завета». Отсюда мудрецы учат, что и приведенный стих из Шмот говорит о казни мечом — Раши). И когда мы будем говорить о заповедях «не делай», мы укажем те запреты, за нарушение которых следует отсечение головы мечом (см. «Н.д.» 289).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (49б-50б,52б).

227-я заповедь — повеление казнить удушением преступивших определенные запреты Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:15): «И кто ударит отца или мать, будет предан смерти» (В тех случаях, когда в Торе не указан вид смертной казни, имеется в виду удушение — Раши. См. также Шмот 21:16, Ваикра 20:10). И когда мы будем говорить о заповедях «не делай», то укажем те запреты, за нарушение которых казнят удушением (см. «Н.д.» 26,27,243,312,319,347).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (49б-53а).

228-я заповедь — повеление казнить сожжением преступивших определенные запреты Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И если кто возьмет себе жену и мать ее, это разврат — огнем пусть сожгут его и их, чтобы не было среди вас разврата» (Ваикра 20:14). И когда мы будем говорить о заповедях «не делай», то укажем те запреты, за нарушение которых казнят сожжением (см. «Н.д.» 334-339).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (49б-52а).

229-я заповедь — повеление побивать камнями преступивших некоторые запреты Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если будет девица обручена с мужчиной, и встретит ее кто-то в городе, и ляжет с нею, то выведите обоих к воротам того города и побейте камнями…» (Дварим 22:23-24). И мы укажем те запреты, за нарушение которых следует побиение камнями, когда будем говорить о заповедях «не делай» (см. «Н.д.» 5-9,15-17,34,37,60,318,320,330,343,347-352).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (42б-45б).

Двести тридцатая заповедь — повеление вешать тела некоторых из казненных по приговору суда. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда окажется на ком-то грех, за который следует смертный приговор, и он умерщвлен будет, и ты повесишь его на дереве…» (Дварим 21:22). И мы укажем те запреты, за нарушение которых подвергают повешению, когда будем говорить о заповедях «не делай» (см. «Н.д.» 66).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (45б-46б).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.