Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Согласно дерех эрец, сыновья обязаны почитать отцов даже и без повеления Торы. Злодей Эсав особо отличился в почитании отца, хотя такой заповеди и нет среди семи заповедей сынов Ноаха (Ялкут, Берешит 115). И в Талмуде наши мудрецы похвально отзываются о почтительном отношении к родителям Дамы бен Нетины, хоть он и не был евреем (Кидушин 31а).

Выполнять эту заповедь с добросердечием и приветливостью

Главное в заповеди почитания родителей — выполнять ее всем сердцем и с желанием. О тех же, кто выполняет ее, как говорят, из-под палки, сказали наши мудрецы так: «Бывает такой (сын), что кормит отца откормленной птицей, и (несмотря на это) пропадает душа его». Объясняет Раши: здесь говорится о сыне, который показывает отцу, что жалеет подаваемую ему еду…

Мы видим из этого, что главное — это то, как исполняется заповедь, чтобы сопутствовали ей добросердечие, приветливость и мягкая речь.

Говорить с родителями спокойно и мягко

Следует разговаривать с отцом и матерью спокойно, выдержанно, облекая свои слова в форму просьбы. И очень остерегаться, чтобы не напоминать родителям обо всем хорошем, что делают для них.

Алахические авторитеты говорят, что непочтительно делать отца посыльным по своим делам, однако это позволительно относительно матери (Шут Ареэм ч. 1, 19).

Молитва о родителях

Молясь об отце, не следует говорить: «Исцели, пожалуйста, господина моего — моего отца», или: «…учителя моего — моего отца», или так же — о матери, ибо не следует говорить в личной молитве высоких слов (Биркей Йосеф со ссылкой на Сефер хасидим). То же самое относится к молитве за своего рава (у которого учишь Тору): не следует употреблять слов «рав мой» или «учитель мой».

Почитание жены отца, родителей жены, родителей отца и матери

1. Следует почитать жену отца (мачеху), хотя она и не является матерью, а также мужа матери (отчима).

2. Следует также почитать родителей жены, но не так, как собственных родителей; достаточно относиться к ним, как к важным старцам (Йоре дэа 240:21 и 24; Шах п. 22).

3. Следует почитать родителей отца и матери, но собственных родителей — более. В ситуации, когда нет возможности выполнить заповедь по отношению ко всем предкам, отец и мать предшествуют.

Если отец — грешник

В этом случае мнения алахических авторитетов разделились. Арух ашульхан пишет, что большинство авторитетов в этом случае освобождают от исполнения заповеди. Однако, если отец подпадает под определение «украденный ребенок» (человек, не получивший еврейского воспитания), то грехи его расцениваются как совершаемые по ошибке, а не по злому умыслу. Поэтому, если даже есть только сомнение, принадлежит ли он к этой последней категории, этого достаточно, чтобы обязать сына к исполнению заповеди почитания отца (последнее сомнение прибавляется к первому, связанному с разногласием среди алахических авторитетов; возникает ситуация «двойное сомнение — к устрожению», поскольку, по мнению автора Шульхан аруха, сын обязан исполнять заповедь почитания, даже когда отец — злоумышленный грешник).

с разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.