Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Проси других делать замечания тебе, запрети себе делать замечания другим»Еврейская мудрость
По материалам газеты «Истоки»

Вопрос: как в среде верующих евреев относятся к старым людям?

Ответ: с любовью и заботой. Здесь нет места для высоких слов о почете, которым должны быть окружены пожилые люди. Почет выражается в короткой форме: «Перед сединой вставай». И не просто вставай, чтобы тут же сесть и забыть (что может привести к абсурдной ситуации, например, в переполненном салоне автобуса), а именно — относись почтительно. Но важны не только внешние атрибуты бытовой вежливости. Стариков надо окружить заботой! И такая забота ярче всего проявляется в среде верующих евреев.

Немыслимо представить, чтобы соблюдающий заповеди еврей отвернулся от старых родителей. Если отвернулся — значит, не соблюдает. Ибо одна из самых важных заповедей — «почитай своих родителей».

Если у старика нет детей или его дети не обладают достаточными средствами, чтобы ему помочь, — заботу о нем берет на себя община. За многие века нашего пребывания в Европе не было ни одной общины, в которой не собирались бы деньги на содержание «Дома для престарелых» — Бейт-авот. (Только не думайте, ради Б‑га, что они хоть чем-то похожи на советские «богадельни»!)

Есть еще одно обстоятельство, облегчающее жизнь пожилого человека в среде евреев Торы, — сплоченность многодетной семьи. Когда у вас восемь детей, пятнадцать очаровательных внуков и шесть правнуков уже к вашим шестидесяти годам, когда каждый из детей и взрослых внуков настойчиво приглашает вас провести субботу именно в кругу его семьи, когда ваше малейшее недомогание приводит к тому, что к вам съезжается вся родня, — вот тогда, поверьте, это и есть настоящая счастливая старость.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.