Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отец должен приучать своих детей с малолетства не говорить лашон а-ра — не отзываться плохо о других людях, а также не ругаться и не обманывать»Хафец Хаим, Законы Злоречия, 9, примечание к пункту 6
По материалам газеты «Истоки»

Вопрос: как в среде верующих евреев относятся к старым людям?

Ответ: с любовью и заботой. Здесь нет места для высоких слов о почете, которым должны быть окружены пожилые люди. Почет выражается в короткой форме: «Перед сединой вставай». И не просто вставай, чтобы тут же сесть и забыть (что может привести к абсурдной ситуации, например, в переполненном салоне автобуса), а именно — относись почтительно. Но важны не только внешние атрибуты бытовой вежливости. Стариков надо окружить заботой! И такая забота ярче всего проявляется в среде верующих евреев.

Немыслимо представить, чтобы соблюдающий заповеди еврей отвернулся от старых родителей. Если отвернулся — значит, не соблюдает. Ибо одна из самых важных заповедей — «почитай своих родителей».

Если у старика нет детей или его дети не обладают достаточными средствами, чтобы ему помочь, — заботу о нем берет на себя община. За многие века нашего пребывания в Европе не было ни одной общины, в которой не собирались бы деньги на содержание «Дома для престарелых» — Бейт-авот. (Только не думайте, ради Б‑га, что они хоть чем-то похожи на советские «богадельни»!)

Есть еще одно обстоятельство, облегчающее жизнь пожилого человека в среде евреев Торы, — сплоченность многодетной семьи. Когда у вас восемь детей, пятнадцать очаровательных внуков и шесть правнуков уже к вашим шестидесяти годам, когда каждый из детей и взрослых внуков настойчиво приглашает вас провести субботу именно в кругу его семьи, когда ваше малейшее недомогание приводит к тому, что к вам съезжается вся родня, — вот тогда, поверьте, это и есть настоящая счастливая старость.


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

Уровень человека 15. Оттачивание характера. Глава 1

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»