Цикл уроков по теме: Почитание родителей

Одним из десяти речений Всевышнего, произнесённых Им во время Синайского откровения, является заповедь почитания родителей. Это пятое из десяти повелений Творца, высеченных на скрижалях Завета. О величии и значимости этой заповеди написано в Талмуде, Мидрашах, Зоаре и других источниках еврейской мудрости, ей посвящены многие тома. Достаточно только упомянуть тот факт, что Тора приравнивает почтение и трепет перед родителями к почитанию Всевышнего и трепету перед Ним. Постараемся немного познакомиться с законами и обычаями, относящимися к этой заповеди.

Источник в Писании.

В Письменной Торе мы находим два повеления о почитании родителей. В книге Шмот (гл. «Итро» 20, 12) сказано: «Почитай отца своего и мать свою». В главе «Кдошим» книги Ваикра (19, 3) говорится: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего…» Говоря о почитании, Писание упоминает вначале отца, а затем мать. В заповеди о страхе сначала говорится о матери, а потом — об отце. Поясняют мудрецы Торы, что природа человека такова, что он больше склонен к почитанию матери, которая с ним более нежна и ласкова, а боится больше отца, который может более жёстко потребовать и более строго наказать. Для того, чтобы «уравнять» отца и мать в этом отношении, показать, что их положено одинаково почитать и бояться, Тора называет первым отца, когда речь идёт о почитании, и мать, когда речь идёт о страхе.

Что такое почитание, и что такое страх?

Приведём вкратце слова Шулхан Аруха — свода законов (Йорэ Дэа, начало § 240), а затем разберём его более подробно. «Что является выражением страха перед отцом? Не стоять в том месте, где обычно стоит отец в собрании старейшин, и в том месте, где он обычно молится. Не сидеть на том месте, где обычно сидит отец во время семейных трапез, не перечить его словам, не противоречить ему и не судить сказанное им. Если отец с кем-либо дискутирует, запрещено сыну в присутствии отца сказать, что отец говорит верно. Запрещено называть отца по имени как при его жизни, так и после смерти. Следует называть его “отец, наставник мой”… Что является выражением почтения к отцу? Кормить, поить, одевать, укрывать, помогать войти и выйти».

Что отличает заповедь почитать родителей от заповеди их бояться? На взгляд некоторых мудрецов Торы, принципиальная разница заключается в следующем: почитание — совершение действий (к этому же относятся слова и мысли), которые выражают уважение к родителям. Страх — воздержание от действий (а также слов и мыслей), которые умаляют величие и значимость родителей, обижают, огорчают, расстраивают их или, тем более, гневят или оскорбляют.

Почему человек обязан почитать родителей?

Все 613 заповедей Торы человек обязан выполнять как в случае, когда он понимает их смысл и причину, по которой они даны, так и в случае, когда эти смысл и причина сокрыты от него. Заповедь почитания родителей — одна из самых понятных и доступных человеческому разуму заповедей. Понятно, что к тому, кто тебя родил и вырастил, воспитал, проводил ночи без сна, когда ты болел, кормил, одевал и спасал тебя в течение стольких лет, — ты должен испытывать чувство безмерной благодарности, почтение и уважение, должен стараться всячески помочь ему и хоть частично отплатить добром за добро. Неблагодарный человек всеми презираем. В книге Сефер Хасидим сказано, что тот, кто почитает родителей, называется праведником, а кто не почитает, — злостным нарушителем Торы. Родители для любого человека — источник знаний, разума, понятий о нравственности и морали. От родителей человек получает традиции и веру. Их опыт и умения часто бывают жизненно важны детям. Сказал рав Меир Симха из Двинска, что даже если бы родители не растили и не воспитывали, была бы обязанность их почитать. Ведь поколение пустыни питалось маном небесным, пило воду из колодца, который их сопровождал повсюду, облака Славы стирали и гладили их одежды, которые росли вместе с ними, — никаких расходов. А нормам морали и устоям жизни обучал их Сам Всевышний через пророка Моисея, Моше рабейну. И этому поколению было заповедано почитать родителей.

Талмуд говорит, что в создании человека принимают участие трое: Б-г, отец и мать. Родители — как бы выступают в качестве компаньонов Всевышнего, а компаньонов Всевышнего нужно почитать.