Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Главная задача неевреев — не разрушать мир?

Темы: Запреты, Предназначение, Заповеди, Плодитесь и размножайтесь

Отложить Отложено

Здравствуйте! Услышал от одного раввина, что главная задача нееврея в мире — это мир «не разрушать». И заповеди, данные Ноаху, направлены только на то чтобы не разрушать мир.

Я просто начал своё путешествие в мир еврейской культуры именно с Вашего сайта, поэтому мне Ваше мнение дороже и ближе. Поэтому хочу спросить и у Вас. Получается, если моя задача — мир не разрушать, то чтение благословений перед едой, перед сном и т. д., которые принимают на себя некоторые из ноахидов, и другие мицвот (заповеди), которые носят «созидательный» характер, не имеют смысла для мироздания?

Получается, что огромное большинство людей, которые вообще не задумываются о благословениях и благодарении Всевышнего и где-то «в сердце» верят в Него, по сути, праведники — ведь не разрушают? Или всё-таки вера должна в чём-то выражаться?

То, что я, допустим, утром и вечером читаю первую часть Шма, Всевышнему и не нужно, а нужно мне?

Допустим, нееврею достаточно признавать еврейскую традицию, относиться хорошо к евреям (не как верующие православные), верить в Б-га и не нарушать запрет богохульства, к примеру, жалуясь на «жизнь и обстоятельства». Не поклоняться идолам, в том числе современным (деньги, карьера, почести). Правильно строить семью (не нарушать запрета разврата), не причинять боль людям (убийство, воровство) и животным (не есть часть от живого), судить других, ища оправдания их поступкам.

Этого будет достаточно? Нужно ли исправлять качества характера? И, кстати, понимаю, что это уже другой вопрос, но всё же: может ли вообще не потомок Авраама, Ицхака и Яакова а результате работы над собой выдержать «среднюю линию» своих качеств, как описано в «Орхот Цадиким»? Такое возможно? Заранее спасибо за ответ, с любовью, Дима

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дима!

Спасибо за теплые слова!

Что именно имел в виду упомянутый Вами раввин, надо спросить его самого. Но поделюсь своими соображениями на эту тему.

Большинство людей в созданном Б-гом огромном мире — неевреи. Если бы Б-г хотел, чтобы они ничего не созидали, а только не разрушали бы, Он бы… просто не сотворил их. Ведь если их нет, то они и не созидают, и не разрушают, правильно?

Похоже, Б-г все-таки хочет от них каких-то действий.

Чтобы разрушить город, надо чтобы он изначально был построен. Для того чтобы убить человека надо, чтобы он сначала был рожден. Если бы нееврею надо было беспокоиться лишь о том, чтобы не убивать и не разрушать то, что уже есть, то откуда бы всё это взялось? Кто бы строил, рожал, воспитывал и т. д.?

В мире построены великие цивилизации, сделаны великие открытия, создана наука и культура, и большинство людей, создавших это, — неевреи. Евреи часто вносили свой вклад, да, непропорциональный их доле в населении, но все-таки они уж точно были не одни.

Так что целью нееврея в этом мире, по-видимому, является то, что люди и сами ощущают: строить, созидать, открывать, сочинять, рожать и воспитывать детей, познавать мир и населять его. Ведь не следует забывать, что, согласно большинству мнений, среди заповедей потомков Ноаха есть также «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

И не просто биологически размножаться, как кролики: ведь надо «сделать» больше людей, а чтобы получился человек, способный выполнять свои функции и реализовать свой потенциал, его надо воспитать, научить профессии, занять, задать цель. А то, если он будет только, как животное, бегать, есть и спать, то долго так не протянет: скучно станет. У него разум и избыток энергии, и, если не найдет этому положительного применения и не станет что-то изобретать и созидать, то докатится до того, чтобы разрушать. (Тоже изобретательными способами).

Остальные заповеди потомков Ноаха действительно являются по большей части запретами различных разрушительных действий: убийства, воровства и т. д. Но это потому, что дополнительные предписывающие заповеди, данные евреям, — во многом устанавливают ритуалы. Которые выражают особую любовь и близость евреев к Б-гу, но выполнение которых не является физическим созиданием мира (хотя оно для мира благотворно в духовном плане).

Их можно уподобить дворцовому этикету, который должны соблюдать придворные и члены царской семьи, чтобы доставлять удовольствие царю и приблизиться к нему. Остальным людям просто нет смысла их соблюдать, Царь не получает от этого удовольствия. Но Он хочет, чтобы подвластное ему общество занималось созиданием и процветало, чтобы люди были достойными и реализовали свой потенциал.

В то же время, Вы правы: Царь также желает, чтобы люди знали о Нем и признавали Его власть и всемогущество, а также Его добродетель. Чтобы были благодарны Ему за всё, что Он для них сделал. И, если такое чувство есть, не повредит его выразить. Как и молиться Б-гу обо всем, что для человека важно. Это помогает и получить от Б-га блага (хотя и не гарантирует — и евреям: Б-г, как хороший отец, не станет слишком баловать), и осознать, что всё — от Него.

Другое дело, что чтение конкретно молитвы Шма не очень подходит: она явно предназначена для евреев: «Слушай, Израиль… И повяжи [слова Торы] в качестве знака на свою руку» — то есть повяжи тфилин, «и напиши их на косяках своего дома» — то есть повесь мезузу. Здесь речь идет именно об отношении еврея с Б-гом и именно о заповедях-ритуалах, выражающих его любовь к Нему.

Но есть много других молитв, которые нееврей может произносить, и в целом — много способов выражения веры в Б-га и любви к нему. Это Вы можете изучить.

Нужно ли исправлять качества характера?

Да, нужно.

Во-первых, хотя бы потому, что если их не исправлять, то легко докатиться до того самого разрушения — до воровства, убийства или прелюбодеяния. Если человек не работает над собой и не контролирует свои импульсы, то будет не только выполнять заповедь размножения, но и волочиться за всеми женщинами, какие только подвернутся, даже если они замужние.

И воровать станет, если привыкнет ни в чем себе не отказывать. А если кто-то встанет на его пути, то и убивать. Или если другой человек скажет что-то не так или посмотрит неправильно. Жизнь полна мелких раздражителей и конфликтов, и если не работать над собой, кто мешает по любому поводу выхватывать шпагу? Раньше это даже в благородном обществе считалось делом «чести», теперь только в криминальном, но и туда вполне можно скатиться.

А во-вторых, как сказано, человек — на то и человек, чтобы реализовать данную ему свободу выбора. А это означает не выбор более вкусного сорта мороженого, а способность поступить правильно тогда, когда хочется или легче поступить иначе.

Сделать что-то нужное, когда лень или страшно. Или воздержаться от чего-то плохого, хотя оно и соблазнительно. Для этого надо работать над своим характером, учиться преодолевать себя. Иначе цель сотворения человека — любого, как еврея, так и нееврея, — не выполнена.

Наконец, может ли нееврей выдержать «среднюю линию»? В целом народы, как очевидно из мировой истории, да и текущей политики, разделены на разные ветви, цивилизации и страны, и у каждой — свой «уклон». У западных стран один характер, у восточных — другой. Каждая из этих цивилизаций, взятая сама по себе, выглядит «нормально», но при сравнении очевидно, что они друг от друга «отклонились».

И Тора сообщает, что на самом деле все народы «отклонились» от изначального центра. Очевидно, что при всем желании они не могут полностью договориться и даже понять друг друга, что постоянно заняты взаимной демонизацией и созданием образов врага (это в определенной мере есть и у евреев). Так что в целом народам и странам явно не хватает сбалансированности.

Но отдельный человек в любом обществе вполне может быть уравновешенным — не вдаваться в пагубные крайности и пребывать в гармонии с обществом. Опять же, в этом — цель его создания. Используя свободу выбора, созидать, производить и воспитывать потомство, но не направлять свою энергию в разрушительное русло — это и есть равновесие.

Желаю Вам успехов в этом, как и в познавании Б-га и нахождении подходящих способов выражать Ему любовь и благодарность.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Ваешев. Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.