Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хороший признак на лице ребенка — умение краснеть»Раби Шломо Ибн-Габироль

Главная задача неевреев — не разрушать мир?

Темы: Запреты, Предназначение, Заповеди, Плодитесь и размножайтесь

Отложить Отложено

Здравствуйте! Услышал от одного раввина, что главная задача нееврея в мире — это мир «не разрушать». И заповеди, данные Ноаху, направлены только на то чтобы не разрушать мир.

Я просто начал своё путешествие в мир еврейской культуры именно с Вашего сайта, поэтому мне Ваше мнение дороже и ближе. Поэтому хочу спросить и у Вас. Получается, если моя задача — мир не разрушать, то чтение благословений перед едой, перед сном и т. д., которые принимают на себя некоторые из ноахидов, и другие мицвот (заповеди), которые носят «созидательный» характер, не имеют смысла для мироздания?

Получается, что огромное большинство людей, которые вообще не задумываются о благословениях и благодарении Всевышнего и где-то «в сердце» верят в Него, по сути, праведники — ведь не разрушают? Или всё-таки вера должна в чём-то выражаться?

То, что я, допустим, утром и вечером читаю первую часть Шма, Всевышнему и не нужно, а нужно мне?

Допустим, нееврею достаточно признавать еврейскую традицию, относиться хорошо к евреям (не как верующие православные), верить в Б-га и не нарушать запрет богохульства, к примеру, жалуясь на «жизнь и обстоятельства». Не поклоняться идолам, в том числе современным (деньги, карьера, почести). Правильно строить семью (не нарушать запрета разврата), не причинять боль людям (убийство, воровство) и животным (не есть часть от живого), судить других, ища оправдания их поступкам.

Этого будет достаточно? Нужно ли исправлять качества характера? И, кстати, понимаю, что это уже другой вопрос, но всё же: может ли вообще не потомок Авраама, Ицхака и Яакова а результате работы над собой выдержать «среднюю линию» своих качеств, как описано в «Орхот Цадиким»? Такое возможно? Заранее спасибо за ответ, с любовью, Дима

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дима!

Спасибо за теплые слова!

Что именно имел в виду упомянутый Вами раввин, надо спросить его самого. Но поделюсь своими соображениями на эту тему.

Большинство людей в созданном Б-гом огромном мире — неевреи. Если бы Б-г хотел, чтобы они ничего не созидали, а только не разрушали бы, Он бы… просто не сотворил их. Ведь если их нет, то они и не созидают, и не разрушают, правильно?

Похоже, Б-г все-таки хочет от них каких-то действий.

Чтобы разрушить город, надо чтобы он изначально был построен. Для того чтобы убить человека надо, чтобы он сначала был рожден. Если бы нееврею надо было беспокоиться лишь о том, чтобы не убивать и не разрушать то, что уже есть, то откуда бы всё это взялось? Кто бы строил, рожал, воспитывал и т. д.?

В мире построены великие цивилизации, сделаны великие открытия, создана наука и культура, и большинство людей, создавших это, — неевреи. Евреи часто вносили свой вклад, да, непропорциональный их доле в населении, но все-таки они уж точно были не одни.

Так что целью нееврея в этом мире, по-видимому, является то, что люди и сами ощущают: строить, созидать, открывать, сочинять, рожать и воспитывать детей, познавать мир и населять его. Ведь не следует забывать, что, согласно большинству мнений, среди заповедей потомков Ноаха есть также «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

И не просто биологически размножаться, как кролики: ведь надо «сделать» больше людей, а чтобы получился человек, способный выполнять свои функции и реализовать свой потенциал, его надо воспитать, научить профессии, занять, задать цель. А то, если он будет только, как животное, бегать, есть и спать, то долго так не протянет: скучно станет. У него разум и избыток энергии, и, если не найдет этому положительного применения и не станет что-то изобретать и созидать, то докатится до того, чтобы разрушать. (Тоже изобретательными способами).

Остальные заповеди потомков Ноаха действительно являются по большей части запретами различных разрушительных действий: убийства, воровства и т. д. Но это потому, что дополнительные предписывающие заповеди, данные евреям, — во многом устанавливают ритуалы. Которые выражают особую любовь и близость евреев к Б-гу, но выполнение которых не является физическим созиданием мира (хотя оно для мира благотворно в духовном плане).

Их можно уподобить дворцовому этикету, который должны соблюдать придворные и члены царской семьи, чтобы доставлять удовольствие царю и приблизиться к нему. Остальным людям просто нет смысла их соблюдать, Царь не получает от этого удовольствия. Но Он хочет, чтобы подвластное ему общество занималось созиданием и процветало, чтобы люди были достойными и реализовали свой потенциал.

В то же время, Вы правы: Царь также желает, чтобы люди знали о Нем и признавали Его власть и всемогущество, а также Его добродетель. Чтобы были благодарны Ему за всё, что Он для них сделал. И, если такое чувство есть, не повредит его выразить. Как и молиться Б-гу обо всем, что для человека важно. Это помогает и получить от Б-га блага (хотя и не гарантирует — и евреям: Б-г, как хороший отец, не станет слишком баловать), и осознать, что всё — от Него.

Другое дело, что чтение конкретно молитвы Шма не очень подходит: она явно предназначена для евреев: «Слушай, Израиль… И повяжи [слова Торы] в качестве знака на свою руку» — то есть повяжи тфилин, «и напиши их на косяках своего дома» — то есть повесь мезузу. Здесь речь идет именно об отношении еврея с Б-гом и именно о заповедях-ритуалах, выражающих его любовь к Нему.

Но есть много других молитв, которые нееврей может произносить, и в целом — много способов выражения веры в Б-га и любви к нему. Это Вы можете изучить.

Нужно ли исправлять качества характера?

Да, нужно.

Во-первых, хотя бы потому, что если их не исправлять, то легко докатиться до того самого разрушения — до воровства, убийства или прелюбодеяния. Если человек не работает над собой и не контролирует свои импульсы, то будет не только выполнять заповедь размножения, но и волочиться за всеми женщинами, какие только подвернутся, даже если они замужние.

И воровать станет, если привыкнет ни в чем себе не отказывать. А если кто-то встанет на его пути, то и убивать. Или если другой человек скажет что-то не так или посмотрит неправильно. Жизнь полна мелких раздражителей и конфликтов, и если не работать над собой, кто мешает по любому поводу выхватывать шпагу? Раньше это даже в благородном обществе считалось делом «чести», теперь только в криминальном, но и туда вполне можно скатиться.

А во-вторых, как сказано, человек — на то и человек, чтобы реализовать данную ему свободу выбора. А это означает не выбор более вкусного сорта мороженого, а способность поступить правильно тогда, когда хочется или легче поступить иначе.

Сделать что-то нужное, когда лень или страшно. Или воздержаться от чего-то плохого, хотя оно и соблазнительно. Для этого надо работать над своим характером, учиться преодолевать себя. Иначе цель сотворения человека — любого, как еврея, так и нееврея, — не выполнена.

Наконец, может ли нееврей выдержать «среднюю линию»? В целом народы, как очевидно из мировой истории, да и текущей политики, разделены на разные ветви, цивилизации и страны, и у каждой — свой «уклон». У западных стран один характер, у восточных — другой. Каждая из этих цивилизаций, взятая сама по себе, выглядит «нормально», но при сравнении очевидно, что они друг от друга «отклонились».

И Тора сообщает, что на самом деле все народы «отклонились» от изначального центра. Очевидно, что при всем желании они не могут полностью договориться и даже понять друг друга, что постоянно заняты взаимной демонизацией и созданием образов врага (это в определенной мере есть и у евреев). Так что в целом народам и странам явно не хватает сбалансированности.

Но отдельный человек в любом обществе вполне может быть уравновешенным — не вдаваться в пагубные крайности и пребывать в гармонии с обществом. Опять же, в этом — цель его создания. Используя свободу выбора, созидать, производить и воспитывать потомство, но не направлять свою энергию в разрушительное русло — это и есть равновесие.

Желаю Вам успехов в этом, как и в познавании Б-га и нахождении подходящих способов выражать Ему любовь и благодарность.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

«Разгадка жизни»

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 211-220

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Заповеди Плодиться и размножаться, Обрезания, О клеветнике и О насильнике.


Хотя Творец неподвластен никаким законам и непостигаем, тем не менее, мы должны посвятить всю свою жизнь познанию — не самого Творца, а путей Его проявления в этом мире. Тот, кто идет по пути постижения Творца, будет способен воспринять истинное благо, ради которого он был сотворен Читать дальше

Молитва «Шма Исраэль». О единстве Творца. Часть 4. Глава 4. Дерех Ашем 75

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»

Не следовать за своими глазами и за своим сердцем. Шесть ступеней познания Творца 6

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Любовь к Богу. Шесть ступеней познания Творца 4

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Ховот аЛевавот 1. Вступление

Рабейну Бахие ибн Пакуда,
из цикла «Ховот аЛевавот»

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин, устанавливая мезузу), вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.