Темы: Предназначение, Адам, Плодитесь и размножайтесь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Ребе! У меня немного странный вопрос к вам, но, надеюсь, он уместен: почему у людей разная внешность? Спасибо за будущий ответ! Никита
Здравствуйте, Никита!
Мудрецы Талмуда явно сочли бы Ваш вопрос вполне уместным, т. к. они напрямую его обсуждают. Они спрашивают (Санедрин 37а): почему изначально был создан только один человек, а потом от него произошли остальные люди (в отличие от животных, которые сразу были созданы во множестве)?
И дают, среди прочих, такой ответ: это демонстрирует величие Творца: человек штампует множество монет с помощью одной печатки-штампа, и все монеты одинаковы. А Творец «штампует» всех людей «печаткой» с изображением первого человека, но все люди выглядят по-разному.
Явление, действительно, чудесное: вроде бы, все созданы по одному «трафарету», одной модели. У каждого лицо: глаза, рот, нос и т. д., и, казалось бы, уж сколько тут может быть вариантов? Тем не менее, их бесчисленное множество! Есть люди похожие, но одинаковых нет, даже близнецы обычно все-таки чем-то различаются. Только Б-г мог такое создать!
Но с какой целью Он создал такое разнообразие?
Мудрецы говорят (там же, 38а): как различны лица людей, так различны и их мнения и характеры.
То есть разные облики отражают и «подчеркивают» разные души. Т. к. тело — «оболочка», «одежда» души в этом мире. И так легче осознать важнейший факт: каждый человек уникален. Б-г создал его специально — для выполнения особой роли в этом мире. Поэтому надо относиться с максимальным уважением — и к другим, и к самому себе.
К другим — потому, что каждый их них занимает свое место в мире и выполняет свою роль по воле Самого Б-га. Тебе этот человек не нравится? А Б-гу, представь себе, нравится. Иначе не создал бы его. Мудрецы говорят больше: даже один человек — это целый мир. Поэтому его жизнь настолько дорога, настолько велика заслуга ее спасения и настолько тяжек грех убийства. Только Б-г может решать, должен человек здесь быть или нет. (Кроме тех случаев, когда он откровенно угрожает чьей-то еще жизни — тогда уж тот человек действует по своему выбору, а наша ответственность — защитить от гибели других людей).
Уважение к самому себе — не думать, что Б-гу ты безразличен. Что незначителен. Что ничего особенного не можешь сделать. Ведь Б-г тебя создал с твоей уникальной внешностью — и душой. Значит, ты Ему нужен! Значит, что-то можешь. И должен сделать. Так что нечего отлынивать от работы, надо выполнять свою важную миссию.
На языке мудрецов: «…каждый человек должен сказать: ради меня был сотворен мир» (Мишна Санхедрин 4:5). Не «может» так сказать, а должен! Потому что это ответственность: весь этот мир Б-г создал ради меня — как же я Ему обязан, какой же важной должна быть роль, которую я должен выполнить в Его мире!
Наконец, мудрецы приводят еще одну причину: люди созданы с разной внешностью на тот случай, если кто-то возжелает дом или жену ближнего. Если бы все выглядели одинаково, человек мог бы притвориться кем-то другим и взять чужое. А так всем будет очевидно, что он самозванец. Это, разумеется, не остановит всех воров и похотливых злоумышленников, но явно затруднит их деятельность и таким образом облегчит нормальное функционирование общества. В фантастических сюжетах мы находим много вариантов того, что можно было бы натворить, если бы существовала возможность тем или иным образом принять внешность другого человека.
Животных для этой цели настолько разными создавать не пришлось: они друг друга чуют, да и отношения самцов и самок у них устроены по-другому. Но люди распознают друг друга по внешности, у большинства есть имущество и жена, а по природе человек не склонен удовлетворяться тем, что имеет, а желает большего. Его задача — направлять это стремление в правильное русло. Но свобода выбора создает возможность и неправильного проявления этого стремления. Поэтому разные облики помогают создать определенную степень защиты от преступлений.
Такие вот идеи высказывают мудрецы, отвечая на Ваш важный вопрос.
Желаю Вам успешного выполнения Вашей уникальной миссии в жизни, отраженной, несомненно, уникальной внешностью, с которой создал Вас Б-г.
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Овадья Климовский
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Рав Бенцион Зильбер
Кто обязан плодиться и размножаться?
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Заповеди Плодиться и размножаться, Обрезания, О клеветнике и О насильнике.
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?