Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а

Обещал товарищу, что о своей помолвке сообщу ему первому...

Темы: Помолвка, Почитание родителей, Обет, Обещание

Отложить Отложено

Шалом алейхем. Однажды, когда я разговаривал с товарищем по телефону, он у меня спросил, как у меня дела на личном фронте. Я ему сказал — никак, и он сказал мне: «Надеюсь, что ты мне, как у тебя будет шидух, скажешь первому». И тут же у меня изо рта вылетела фраза «Бэ-эзрат Ашем» (с Б-жьей помощью). Как отменить этот нэдер (обет)? И в случае, если я его отменю по Вашим указаниям, это не будет хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего)? Просто хочу выполнить другую заповедь — почитания родителей — и в первую очередь поставить их в известность, а не товарища.

Отвечает рав Дов Мушинский

Здравствуйте,

Основное отличие человека от всех живых существ — это способность говорить. Иудаизм придаёт особое значение тому, как и о чём говорит еврей. Мы видим, какую силу имеет слово: с его помощью можно, например, посвятить что-либо в Храм, принять на себя обет или поклясться, посвятить себе жену, дать свидетельские показания, на основании которых человека могут приговорить к смертной казни и т.д. Всевозможные обещания или обязательства, как правило, рассматриваются в законах Торы о клятвах или обетах. Клятва: человек принимает на себя запрет пользоваться каким-либо предметом, или обязуется совершить какое-либо действие, или, наоборот, не совершать. Обет: человек налагает запрет на использование предмета, после чего таким предметом нельзя пользоваться ни самому человеку, наложившему запрет, ни другим людям. Существует также особый вид обетов, называемых нидрэй зерузин — обеты, которые принимаются с целью стимулировать выполнение определенной заповеди или принятого обязательства.

Кроме клятв и обетов, невыполнение или нарушение которых является прямым нарушением запрета Торы, существуют также этические нормы, требующие выполнения сказанного и обещанного, которые наши мудрецы вывели из стихов ТаНаХа. Например, стих «Весы верные, гири верные, эйфа верная и hин верный да будут у вас…» (Ваикра 19:36) Талмуд в трактате Бава Меция (49 б) рассматривает следующим образом. Из слов «hин верный» (hэн означает «да») следует: пусть «да» твое будет верным, и «нет» твое будет верным, и если ты сказал «да» или «нет» — держи свое слово. Другой источник — стих в книге пророка Цфаньи (3:13): «Остаток Израиля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана…».

О Вашем вопросе: ни клятвы, ни обета здесь не было, т.к. эти слова были произнесены в форме обещания, а не в форме клятвы или обета. С точки зрения нидрэй зерузин здесь также нет проблемы, т.к. здесь нет никакой заповеди. Что касается выполнения обещанного (пусть «да» твое будет верным), рав Бенцион Зильбер сказал, что в данной ситуации, конечно же, важнее выполнение заповеди почитания родителей — заповеди из Торы. Он добавил также, что, скорее всего, когда Ваш друг просил сообщить ему первому о Вашей помолвке, он не имел в виду, чтобы Вы сообщили ему раньше, чем Вашим родителям.

С уважением, Дов Мушинский

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше