Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Обещал товарищу, что о своей помолвке сообщу ему первому...

Темы: Дов Мушинский, Помолвка, Почитание родителей, Обет, Обещание

Отложить Отложено

Шалом алейхем. Однажды, когда я разговаривал с товарищем по телефону, он у меня спросил, как у меня дела на личном фронте. Я ему сказал — никак, и он сказал мне: «Надеюсь, что ты мне, как у тебя будет шидух, скажешь первому». И тут же у меня изо рта вылетела фраза «Бэ-эзрат Ашем» (с Б-жьей помощью). Как отменить этот нэдер (обет)? И в случае, если я его отменю по Вашим указаниям, это не будет хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего)? Просто хочу выполнить другую заповедь — почитания родителей — и в первую очередь поставить их в известность, а не товарища.

Отвечает рав Дов Мушинский

Здравствуйте,

Основное отличие человека от всех живых существ — это способность говорить. Иудаизм придаёт особое значение тому, как и о чём говорит еврей. Мы видим, какую силу имеет слово: с его помощью можно, например, посвятить что-либо в Храм, принять на себя обет или поклясться, посвятить себе жену, дать свидетельские показания, на основании которых человека могут приговорить к смертной казни и т.д. Всевозможные обещания или обязательства, как правило, рассматриваются в законах Торы о клятвах или обетах. Клятва: человек принимает на себя запрет пользоваться каким-либо предметом, или обязуется совершить какое-либо действие, или, наоборот, не совершать. Обет: человек налагает запрет на использование предмета, после чего таким предметом нельзя пользоваться ни самому человеку, наложившему запрет, ни другим людям. Существует также особый вид обетов, называемых нидрэй зерузин — обеты, которые принимаются с целью стимулировать выполнение определенной заповеди или принятого обязательства.

Кроме клятв и обетов, невыполнение или нарушение которых является прямым нарушением запрета Торы, существуют также этические нормы, требующие выполнения сказанного и обещанного, которые наши мудрецы вывели из стихов ТаНаХа. Например, стих «Весы верные, гири верные, эйфа верная и hин верный да будут у вас…» (Ваикра 19:36) Талмуд в трактате Бава Меция (49 б) рассматривает следующим образом. Из слов «hин верный» (hэн означает «да») следует: пусть «да» твое будет верным, и «нет» твое будет верным, и если ты сказал «да» или «нет» — держи свое слово. Другой источник — стих в книге пророка Цфаньи (3:13): «Остаток Израиля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана…».

О Вашем вопросе: ни клятвы, ни обета здесь не было, т.к. эти слова были произнесены в форме обещания, а не в форме клятвы или обета. С точки зрения нидрэй зерузин здесь также нет проблемы, т.к. здесь нет никакой заповеди. Что касается выполнения обещанного (пусть «да» твое будет верным), рав Бенцион Зильбер сказал, что в данной ситуации, конечно же, важнее выполнение заповеди почитания родителей — заповеди из Торы. Он добавил также, что, скорее всего, когда Ваш друг просил сообщить ему первому о Вашей помолвке, он не имел в виду, чтобы Вы сообщили ему раньше, чем Вашим родителям.

С уважением, Дов Мушинский

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский