Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Нет более цельного сердца, чем разбитое сердце»Рабби Менделе из Коцка
Тема

Помолвка — Эрусин

Что нужно знать о еврейской помолвке?

Что нужно знать о еврейской помолвке?

Шидухин — процесс знакомства молодых людей до того момента, как они решают пожениться. Этот этап является подготовительным к заключению брака.

В Талмуде (Кидушин 12б) сказано: запрещено жениться на женщине без предварительного этапа знакомства — шидухин, поскольку это является нескромным.

Если в конце шидуха молодые люди принимают решение стать мужем и женой, часто устраивают праздничную церемонию, помолвку. Часто она даже сопровождается трапезой, хотя это не обязательно. Сегодня многие называют эту церемонию эрусин. Однако следует отметить, что это название не совсем правильное. Его не следует путать с частью свадебной церемонии, называемой эрусин, когда женщина посвящается в жёны.

Некоторые называют эту церемонию ворт, что в переводе с идиш означает «слово», т.е. сторона жениха и сторона невесты как бы дают друг другу слово о том, что молодые люди поженятся. Иногда две семьи делают ворт в узком кругу близких родственников, а уже потом устраивают отдельную праздничную церемонию, на которую приглашают гостей.

Распространён обычай во время праздничной церемонии помолвки подписывать договор об обязательствах по организации свадьбы, которые стороны жениха и невесты принимают на себя (Нахалат Шива 8-9). Этот договор называется тноим («условия»). Поэтому многие также называют праздничную церемонию помолвки — тноим. После подписания договора принято делать киньян судар в присутствии двух кошерных свидетелей, с помощью этой процедуры стороны принимают на себя условия договора (Рамо, Хошен Мишпат 207:16). Часто на такую церемонию приглашают уважаемого раввина, которому предоставляется честь зачитать договор.

Некоторые подписывают тноим непосредственно перед свадебной церемонией. Хотя подписывать их в день свадьбы не имеет особого смысла, это всё-таки делают — для того, чтобы жених и невеста получили благословения, которые упомянуты в тексте договора (Эмет лэ-Яаков, Эвен а-Эзер 49). Другие вообще не подписывают такой договор.

В некоторых общинах принято, что во время помолвки жених говорит диврэй Тора (Шулхан а-Эзер 1, стр.47).

Один из распространённых обычаев также: жених дарит невесте подарок во время помолвки (Маген Авраам 444: 9). Часто принято, что и невеста дарит жениху подарок. Кроме того, распространённый обычай: перед свадьбой невеста дарит жениху талит, которым он будет пользоваться после свадьбы (Сдэ Хемед, Хупа вэ-Кидушин 11).

Во время церемонии помолвки после прочтения тноим принято, чтобы матери или другие родственницы или близкие жениха и невесты разбили тарелку (Элия Рабба, Орэх Хаим 560:6, Мишна Брура 560:9). Это делают в память о разрушенном Храме. Когда был разрушен Храм, мудрецы постановили, что при любом радостном событии должен быть знак, напоминающий о разрушении Храма. Это показывает, что наша радость не может быть полной, пока нет Храма. Храм является местом Б-жественного присутствия в этом мире, и пока его нет, мы в определённой мере соблюдаем законы траура.

Разбивают глиняную или керамическую тарелку (При Мэгадим, Мишбэцот Заав 560:4). Рав Хаим Воложинер (Кетэр Рош 114, 115) объясняет этот обычай тем, что такую тарелку, разбив, уже невозможно восстановить. Поэтому следует проявлять большую осторожность и стараться не расторгать помолвку.

Выводить материалы