Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Шадхан — посредник при шидухе

Эксклюзивное интервью с известной шадханит рабанит Ханой Лернер, соединившей немало еврейских пар.

Корресподент: Существует ли технология шидуха?

Рабанит Хана Лернер: Обычно человек приходит к шадханит, рассказывает о себе, объясняет, какого человека он ищет для создания семьи. Исходя из его объяснения и собственного впечатления, ему предлагают организовать ту или иную встречу. Надо отметить, что у каждого шадхана свои жизненные критерии и свой взгляд на мир, которые, естественно, влияют на понимание того, какие именно люди способны составить гармоничную пару и создать хорошую семью. Подбирая пары, шадхан как правило ищет общие, объединяющие черты, так как разделяющие моменты всегда существуют.

Лично мне легче подобрать пару людям, которых я хорошо понимаю. По этой причине я не делаю шидухи англоязычным или ивритоговорящим евреям. Сложно понять типаж, уловить, что стоит за словами…

К.: Является ли сватовство профессией? Нужно ли платить шадхану за его работу?

Р.: Организация шидуха требует вложения ума, сил, времени, способностей. Важно, чтобы шидухом занимались люди, которые умеют это делать, потому что работа шадхана — это не просто назначение встречи. Он ведет шидух, а для этого требуется умение понимать людей, талант разговорить их, чтобы помочь разобраться в самих себе и в своих чувствах, богатый жизненный опыт. А еще необходимо благословение Небес, помощь Творца.

Здесь важно попробовать, и если у человека есть успех, то он обязан продолжить. Я знаю шадханов, которые удачно составляют пары, не видя людей.

Важно, чтобы шадхан был богобоязненным, и деньги не были бы для него самоцелью. Иначе будет делаться все, чтобы довести пару до хупы даже в ущерб людям. Настоящий шадхан думает о паре, опасается ошибки, старается, чтобы люди действительно нашли свою половину.

Конечно, все предрешено Творцом, в том числе Он знает пару каждого еврея, но непосредственно соединяет жениха и невесту через посланников — шадханим. Профессионализм каждого шадхана проверяетcя на деле. Но не стоит забывать, что выбор, в конечном счете, люди делают сами, и сами несут ответственность за мир и понимание в их семье после свадьбы.

С точки зрения еврейского закона за шидух нужно обязательно платить. Сумма обговаривается конкретно с шадханит. Считается, что затраты на шидух — это деньги, потраченные самым кашерным образом.

К.: Нужна ли шадхану профессиональная подготовка? Существуют ли курсы для шадханов?

Р.: Не знаю. В русской среде не слышала о таких курсах. Мне кажется, что профессиональная подготовка нужна. Может быть, в форме встреч по обмену опытом или уроков раввинов, которые научат законам, необходимым шадхану в его деятельности. Это могут быть и семинары, подобные тем, что организует «Толдот Йешурун» несколько раз в год. В них участвуют шадханы русскоязычных общин из разных городов Израиля. Я также принимаю участие в этих семинарах. Во время семинаров шадханы делятся опытом, обсуждают возможности сотрудничества, многие актуальные вопросы.

К.: А как вы стали шадханит?

Р.: Я сделала первый шидух приблизительно двадцать лет назад. Он оказался удачным. Потом получились еще несколько. После этого люди сами стали обращаться ко мне, я боялась отказывать, потому что понимала, насколько важная мицва делать шидухи.

В моей работе есть периоды особенной помощи с Небес, когда каждый звонок удачен, а каждая встреча дарит успех. В это время ощущаешь особенную важность своей работы и точно понимаешь, что ты — только посланник Творца. Есть также сложные периоды, когда ничего не получается, несмотря на то, что проделываешь большую работу, много звонишь, организуешь много встреч…

К.: Сколько телефонных переговоров вы проводите, чтобы соединить пару?

Р.: Много. Сначала получаю информацию о каждом, кто обращается ко мне в поисках шидуха. Я беру это на себя, хотя обычно в религиозных семьях эту работу делают родители. Потом я звоню парню и девушке, организую их первую встречу. После встречи они сообщают мне, хотят ли продолжать шидух. Если у обоих есть желание встретиться снова, то продолжаю вести их шидух. Первые две встречи организуются шадханит, а о последующих стороны договариваются сами.

К.: Что необходимо знать человеку, идущему на шидух? Нужно ли как-то готовиться к шидуху?

Р.: Прежде всего, еще до первой встречи с шадханом нужно осмыслить личные жизненные ценности и понять, какого человека он ищет.

Чем лучше человек понимает себя, тем легче ему в шидухе. Необходима также внутренняя готовность создать семью.

Безусловно, человек должен быть аккуратным и собранным. Стоит постараться произвести хорошее впечатление на шадхана. Нужно также подготовить телефоны трех — четырех людей, которые давно его знают и могут охарактеризовать.

К.: Какие вопросы стоит задавать на шидухе?

Р.: Прежде всего, посоветую вести доброжелательную беседу, внимательно слушать собеседника. Данные автобиографии и прочие формальные вещи лучше разузнать до встречи. А во время шидуха нужно попытаться понять, есть ли у вас общие интересы, приятно ли с этим человеком, хочется ли увидеть его еще раз.

К.: Что не нужно спрашивать?

Р.: Не стоит расспрашивать о предыдущих шидухах, сколько их было, что понравилось, а что не очень, и по какой причине человек так и не создал семью.

К.: Когда нужно прекратить шидух?

Р.: Это очень индивидуально. Я бы посоветовала встретиться дважды, с продолжительностью каждой встречи не более двух часов. Если после двух встреч обе стороны или кто-то один не хочет продолжать, то шидух прекращают.

Если же вы поняли, что человек нравится, стоит продолжать шидух.

Надо сказать, что необходимое количество встреч точно не определено. Сколько их нужно для принятия окончательного решения — зависит от человека. Но больше десяти раз встречаться не стоит.

В ортодоксальных еврейских семьях обычно организуется пять — шесть встреч. Этого, как правило, достаточно, потому что парень и девушка принадлежат к одному кругу, вопросов и сомнений возникает меньше.

А люди, возвратившиеся к традиционному образу жизни, наоборот, вышли из различных сред и семей, по-разному видят мир. И все-таки большое количество встреч может запутать, так как появляется ощущение привычки, притупляется свежий взгляд, а это мешает принимать правильные решения. Если же после десяти встреч люди не могут определиться, их одолевают сомнения, то я посоветовала бы временно прервать шидух. После перерыва обновляется взгляд и легче принять верное решение.

К.: Расскажите интересные случаи из вашей работы шадханит.

Р.: Однажды ко мне пришел очень молодой человек, его звали Давид, и спросил, не знаю ли я девушку по имени Женя. Он сказал, что ему о ней рассказывали. Я ответила, что не знаю. А на следующий день ко мне пришли две девушки: Мирьям и Женя. Мирьям просила помочь ей найти пару, а Женя просто сопровождала ее. На всякий случай я спросила Женю, заинтересована ли она в шидухе. И она ответила: «Да». Когда мы поговорили, я поняла, что это та самая Женя, о которой меня расспрашивал молодой человек несколько дней назад.

Более того. Было очевидно, что у них много общего, и действительно можно их познакомить. Я так и сделала. После их встречи мне никто не позвонил. Тогда я сама поинтересовалась, что и как. Давид мне ответил, что они с Женей решили пожениться. Это был первый шидух и у нее, и у него.

Подобное случается крайне редко. Я думаю, что люди, которые так легко и сразу находят свою половинку, имеют особые заслуги перед Всевышним.

Вот другая история. Немолодая американка приехала на три дня к отцу в Израиль. Зашла ко мне. Я предложила ей встретиться с разведенным мужчиной, который заранее объяснил мне, что ради создания семьи готов на все, кроме переезда в Америку, так как его дети живут в Израиле. Они познакомились и понравились друг другу. Их свадьба была в Америке. Позже дети переехали к нему.

Из журнала «Мир Торы»

Выводить материалы