Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Почему мужчина и женщина не могут жить вместе без официальной церемонии?

27 мая 2013 года, темы: Эрусин, Семья, Хупа, Свадьба, Кидушин, Отношения до брака, Яков Шуб

Отложить Отложено

Зачем нужна Хупа? Почему мужчина и женщина не могут жить вместе без официальной церемонии? Прошу дать подробный ответ, поскольку в наше время это явление очень распространено и мало кто знает ответ на данный вопрос. С.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый С.,

Понятие о семейном союзе во всей полноте, включающее различные галахические и, безусловно, духовные аспекты, появилось с дарованием Торы. До дарования Торы обычной практикой было, что мужчина и женщина встречались на улице, и, понравившись друг другу, без всяких предварительных процедур переходили к совместному проживанию, рожали детей и т.д. Также не было и никакой процедуры развода. Если один из супругов хотел разорвать связь, он свободно оставлял другого и начинал жить собственной жизнью. И только в Торе было дано повеление: начинать семейную жизнь после хупы и кидушин (см. Рамбам, Ишут 1:1). Соответственно, и разорвать отношения супруги могут только через развод, который осуществляется с помощью гета (разводного письма).

Законы и обычаи, связанные с хупой и кидушин, очень многочисленны. Это показывает, насколько большое значение Тора придаёт семейным отношениям. С другой стороны, супруги, которые начинают семейную жизнь по еврейскому Закону с хупы и кидушин, определяют этим, что их союз имеет глубокое духовное значение, а не является просто «сосуществованием». Освящая свой союз исполнением заповеди хупы и кидушин, они показывают, что хотят построить настоящий еврейский дом, полный любви и тепла, заботы и внимания друг к другу и окружающим и воспитать детей, следующих путями Торы.

В наше время процесс создания еврейской семьи состоит из трех этапов:

  • 1. Шидухин — процесс знакомства молодых людей до того момента, как они решают пожениться. Этот этап по отношению к свадебному обряду является подготовительным.
  • Сами части свадебного обряда:

  • 2. Кидушин (эрусин) — посвящение в жены (то, что сегодня происходит под хупой, когда жених надевает кольцо невесте).
  • 3. Нисуин — завершающий этап, когда женщина входит в дом мужа (хупа) и фактически становится его женой.
  • Разберем вкратце каждый их этих этапов.

    ШИДУХИН

    В Талмуде (Кидушин 12 б) сказано, что запрещено жениться на женщине без предварительного этапа знакомства — шидухин, поскольку это является нескромным.

    Когда в конце процесса знакомства молодые люди принимают решение стать мужем и женой, в честь этого события устраивают праздничную церемонию, помолвку. Так поступают многие. Часто церемония сопровождается трапезой, хотя это не обязательно. Сегодня многие называют эту церемонию эрусин. Но следует отметить, что это название не совсем правильное. Не следует путать эрусин-помолвку с частью свадебной церемонии эрусин, о которой было сказано выше, когда женщина посвящается в жены.

    Некоторые называют эту церемонию ворт,что в переводе с идиш означает «слово», т.е. сторона жениха и сторона невесты как бы дают друг другу слово, что молодые люди поженятся. Иногда две семьи устраивают ворт в узком кругу близких родственников, а уже потом организуют отдельную праздничную церемонию, на которую приглашают гостей.

    КИДУШИН (ЭРУСИН)

    1. Посвящение

    Первая часть свадебной церемонии это кидушин (эрусин) — «посвящение». В Мишне (Кидушин 2а) сказано, что муж «приобретает» жену тремя путями: деньгами, документом или супружеской близостью. Сегодня установлено, что кидушин осуществляется так: жених говорит: «Вот ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля» и надевает кольцо на палец невесте. Так она становится меораса (обрученной). Это особый статус: она предназначается жениху и запрещена другим. Теперь молодые люди могут расстаться только через развод с помощью гета. Но жить вместе им разрешено только по завершении следующего этапа свадебного обряда — нисуин, о котором речь пойдет ниже.

    Существует несколько объяснений, почему принято «посвящать» девушку в жёны именно посредством кольца. В Сэфер Матамим (Эрех Хатан 31)сказано, что каждое поколение выходит из другого подобно звеньям цепи. Поэтому принято, что жених дает невесте кольцо в надежде, что они станут звеньями в цепи поколений и удостоятся множества потомков, которые продолжат эту цепь и не дадут ей прерваться.

    2. Благословение

    Мудрецы постановили, что выполнению заповеди кидушин должно предшествовать специальное благословение. Уже ришоним (ранние комментаторы) отмечают своеобразие этого благословения. Оно говорит, что Всевышний запретил нам кровосмешение и некоторые другие связи, но разрешил близость с женами после обряда хупа и кидушин. Обычно благословения на то, что запрещено, не произносятся (например, мы не произносим благословение на то, что запрещено употреблять в пищу эвер мин а-хай — мясо животного, отрезанное, когда животное еще было живо). Но в данном случае мудрецы посчитали нужным установить специальное благословение, говорящее об избранности еврейского народа и его отличии от других народов — Всевышний освятил евреев, определив для них разрешенные и запрещенные связи (Ран, Ктубот гл.1).

    3. Свидетели

    Неотъемлемой частью процедуры кидушин является присутствие двух кошерных свидетелей. Т.е. даже если жених произвел все необходимые действия, а именно произнес требуемые слова и надел кольцо невесте на палец, а та в свою очередь согласилась принять кольцо и выйти за него замуж, они не станут мужем и женой, если при этом не присутствовали два кошерных свидетеля.

    В еврейском Законе существует кардинальное различие между обычной функцией свидетелей, например, при заключении финансовых соглашений, и функцией свидетелей в процедуре кидушин. При заключении сделок функция свидетелей — удостоверить истину, например: кто одолжил деньги, у кого, какую сумму и т.п. Но если обе стороны согласны, и между ними нет противоречий, и одна сторона признает, что обязана заплатить другой стороне, то необходимость в свидетелях отпадает. С кидушин дело обстоит иначе, здесь присутствие свидетелей является неотъемлемой частью самой процедуры. И если не было кошерных свидетелей, то даже если жених и невеста готовы признать себя мужем и женой, это ничего не значит. Причина в том, что кидушин меняет статус мужчины и женщины, теперь они женаты. Это изменение касается не только самим супругов, но и всех остальных людей. Например, если теперь другой мужчина вступит в близость с этой замужней женщиной, ему будет полагаться смертная казнь. Поэтому понятно, что столь существенное изменение статуса, которое касается других людей, не может проходить без свидетелей. (Какие свидетели являются кошерными, подробно разбирается в Шулхан Арухе, Хошен Мишпат 33—34).

    4. Ктуба

    В круговороте многочисленных обычаев еврейской свадьбы мудрецы не забыли обеспечить права женщины. Поэтому перед хупой или во время неё жених принимает на себя различные обязательства в отношении будущей жены. Эти обязательства перечисляются в особом документе, который называется ктуба (брачный договор). В нём также оговаривается сумма, которую муж должен будет заплатить жене в случае развода.

    НИСУИН

    Завершающим этапом свадебного обряда является нисуин, или хупа. Даже после кидушин, будучи обрученной, невеста еще не становится женой в полном смысле слова, пока не войдёт в дом мужа и они не начнут совместную жизнь. Символом дома мужа и, таким образом, начала семейной жизни является хупа.

    Существует несколько мнений ришоним о том, что считается хупой:

  • 1. Жених вводит невесту к себе в дом, и они уединяются там (Рамбам, Ишут 10:1).
  • 2. Жених и невеста уединяются даже не в доме жениха с целью приобрести статус мужа и жена (Рамбан, Ран, Ктубот, ч. 1).
  • 3. Жених вводит невесту к себе в дом, даже без уединения (Ран, Рамо 55:1).
  • 4. Жених и невеста заходят в особое строение, своего рода свадебный шатёр, с целью приобрести статус мужа и жены, даже без уединения (А-Итур, Дриша 61:1).
  • 5. Головы жениха и невесты покрывают — покрывалом или талитом — во время семи завершающих благословений (Орхот Хаим, Ташбец катан 701).
  • 6. Жених покрывает невесту свадебной фатой (hинума). Они считаются мужем и женой с того момента, когда невеста выходит в свадебной фате (Тосафот Йома 13 б, Рамо 55:1).
  • 7. Нет особых разногласий между ришоним, и в каждом месте хупой называется тот обычай, который принят в данной местности (Бейт Меир 55). Сегодня обычай ашкеназских общин — учитывать большинство приведенных мнений. Поэтому вначале жених покрывает невесту свадебной фатой, затем жениха и невесту вводят под свадебный балдахин, там жених «посвящает» невесту и там произносят семь свадебных благословений, а затем жених и невеста уединяются в отдельной комнате (Бах 61, Рамо 55:1).
  • Форма хупы, принятая в наше время, а именно свадебный балдахин, натянутый на четырех шестах, также имеет особое значение. Хупа напоминает дом Авраама-авину, где были входы для путников со всех четырех сторон. Такая хупа символизирует желание молодой семьи также построить свой дом на основе милосердия и заботы о других людях (Эзер ми-Кодэш, Эвен а-Эзер 55).

    БРАК, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В ЗАГСЕ

    Из сказанного ясно, что если жених и невеста хотят создать настоящую еврейскую семью, то обычная процедура в ЗАГСе не может считаться достаточной с точки зрения еврейского Закона. Весь вопрос заключается в том, можно ли считать совместное проживание мужчины и женщины достаточным основанием для того, чтобы опасаться, что все-таки по каким-то мнениям они считаются женатыми. (Ведь, как было сказано выше, законы, связанные с замужеством женщины, являются очень строгими). В таком случае, если супруги решают расстаться, необходимо оформить развод в соответствии с еврейским Законом с помощью гета.

    На эту тему написано немало исследований выдающихся галахистов как нашего, так и предыдущего поколений. К сожалению, в рамках ответа на сайте нет возможности отразить все стороны вопроса. Скажем лишь вкратце, что существуют два основных вопроса: во-первых, необходимо, чтобы жених взял («посвятил») невесту себе в жены, а в обычной процедуре в ЗАГСе не этого момента не существует. Поэтому остается понять, можно ли рассматривать супружескую близость в качестве «посвящения» жены. Некоторые галахисты считают, что это возможно, только если люди соблюдают другие заповеди, в частности, чистоту семейной жизни. Другие полагают, что это возможно, только если люди имеют представление о том, что такое хупа и кидушин. Кроме того, супружескую близость можно рассматривать как «посвящение» жены, только если не было возможности устроить свадьбу в соответствии с еврейским Законом. По мнению некоторых галахистов, поскольку сегодня обычно так не посвящают в жены, это было актуально только для предыдущих поколений и т.д.

    Во-вторых, как было сказано выше, чтобы жених и невеста обрели статус мужа и жены, необходимо присутствие кошерных свидетелей. Поэтому остается понять, можно ли считать «наличием свидетелей» тот факт, что окружающим людям (это обязательно должны быть люди, соблюдающие заповеди) известно, что эти мужчина и женщина проживают вместе как муж и жена (анан саадэй).

    Сегодня принято, что эти вопросы рассматриваются в каждом конкретном случае и решаются по усмотрению Бейт-дина (еврейского суда), в котором пара оформляет развод. Поэтому даже тем парам, которые зарегистрировали брак в ЗАГСе, если по каким-то причинам они собираются расторгнуть его, настоятельно рекомендуется обратиться в Бейт-дин, чтобы он рассмотрел их дело и вынес решение: есть ли в соответствии с еврейским Законом необходимость в оформлении разводного письма (гет). С одной стороны, это поможет бывшим супругам избежать возможных проблем с повторным браком, а с другой стороны, убережет от нарушения запретов.

    С уважением, Яков Шуб


    Нравится!
    Поделиться ссылкой:
    Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

    Материалы по теме