Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
еврейская свадьба — кидушин

«Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Именно с этими словами совершается обряд кидушин (посвящение) на каждой еврейской свадьбе. Когда-то кидушин проводился за несколько месяцев, а то и за год, до свадьбы. Не всегда его делали с помощью кольца. Для того, чтобы посвящение состоялось, жениху достаточно дать невесте любую вещь, стоящую пруту. (Прута — мелкая медная монета. Прим. автора.)

На первый взгляд, в кидушин нет ничего особенно нового для современного образованного человека. Каждый знает, что у всех народов были приняты похожие обряды обручения и обмена кольцами. Даже в советском ЗАГСе проходили подобные церемонии, сопровождающиеся торжественными обещаниями в присутствии свидетелей. Мы не должны отвечать за обычаи других народов и законы современных государств. Но следует попытаться понять смысл заповеди Торы. В чем же смысл процедуры кидушин, и какое отношение она имеет к собственно женитьбе?

Рамбам говорит:

— До дарования Торы мужчина встречал женщину на улице. Если они нравились друг другу и оба были согласны, то мужчина вводил женщину в дом, и они становились мужем и женой.

(Не следует думать, что речь шла о каких-то свободных отношениях. По закону сыновей Ноаха за разврат с замужней женщиной полагалась смертная казнь.)

После дарования Торы еврейскому народу заповедано совершать обряд кидушин — специальную процедуру, которая проводится до свадьбы. Во время кидушин жених в присутствии свидетелей передает невесте какой-то предмет (как правило, кольцо) и объявляет, что теперь эта женщина принадлежит только ему. Еврейская свадьба может состояться лишь после Кидушин.

Мы видим, что кидушин — это не собственно женитьба, а особенная заповедь, исполнение которой должно предшествовать свадьбе. Что говорится об этом в Талмуде?

Один из трактатов Талмуда (он так и называется «Кидушин») начинается словами: «Женщина приобретается (покупается)…» Эта формулировка должна привести в замешательство любого здравомыслящего человека. Неужели в Талмуде имеется в виду, что жену следует купить как предмет домашнего обихода? Конечно же, нет. Если бы жена покупалась, как покупается вещь, то тогда ее, наверное, потом можно было бы продать. Очевидно, что это не так. И, тем не менее, кидушин является по сути именно процедурой приобретения, и стоит разобраться, что собственно покупается.

Следует сказать, что далее в Талмуде спрашивается, почему автор Мишны называет эту процедуру то приобретением, то посвящением? Ответ на этот вопрос таков. Когда автор хочет употребить слово Торы, он говорит «приобретение», потому что в Торе написано: «Когда приобретет мужчина женщину…». А название «посвящение» дано мудрецами потому, что после кидушин невеста запрещается всем остальным. Она посвящена только своему жениху, подобно тому как приношение в Храм посвящено Всевышнему.

Там же в трактате «Кидушин» на следующей странице раби Шимон говорит: «…именно на мужчину возложено искать жену, а не на женщину. Это подобно тому, что человек, который потерял нечто, вынужден искать свою потерю…»

Оказывается, найти жену — значит, вернуть потерю.

Комментатор Талмуда Мааршо, объясняя это место, ссылается на трактат «Санэдрин» (39 А), в котором мудрецы обращают внимание на тот факт, что женщина была создана из «ребра» Адама, взятого у него во сне. Наверное, именно поэтому раби Шимон сравнил женщину с потерей. Ведь во сне Адам не мог заметить момент пропажи. Потом Всевышний привел к нему Хаву, которая была когда-то частью самого Адама, чтобы она стала его женой. Сам Творец вернул «потерю» Адама, и с Его помощью была создана самая первая на свете семья.

С тех пор все еврейские мужчины с помощью Творца ищут свою потерю, а о ее обретении сообщают во время Кидушин, радуя всех новостью, что нашлась та единственная, которая будет рядом до 120 лет. С этого момента жених и невеста могут начинать долгую и кропотливую работу по воссозданию утраченного единства, работать над созданием настоящей семьи, в которой муж и жена будут друг для друга единственными, как Адам и Хава в Ган Эдене.

«Мир Торы» № 12