Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли стричься после Лаг Ба Омера?

Темы: Лаг баомер, Счет Омера, Рав Яков Шуб, Стрижка

Отложить Отложено

Перечитал ответ на вопрос Бритьё в сфират аомер. Насколько я знаю, хасидим не стригутся даже в Лаг Баомер. А какому обычаю следуют литаим? Какое направление иудаизма в наше время следует второму обычаю (стричься до начала ияра) — хочу для себя понять, насколько на него можно полагаться?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. В период с праздника Песах до праздника Шавуот принято соблюдать некоторые траурные обычаи. Причина: в этот период умерли 24 тысячи учеников Раби Акивы. Арух а-Шулхан (493:1) приводит еще одну причину: в этот период были приняты жесткие антиеврейские законы в средневековой Франции и Германии.

Существует несколько обычаев, когда именно в этот период принято соблюдать траурные обычаи. В какие дни не стригутся и не бреются? Мишна Брура (493:14—15) приводит три обычая:

1. Со второго дня Песаха до утра Лаг ба-Омер (для сфарадим до утра 34 дня Омера). Если Лаг ба-Омер выпадает на йом ришон (воскресенье), то ашкеназим разрешено стричься утром в йом шиши (пятница) в честь Шаббата (Рамо 493:2)

2. С начала месяца Ияр (включая оба дня Новомесячья) до утра третьего Сивана (три дня до Шавуота).

3. Со второго ияра до дня перед Шавуотом.

По всем трём вариантам, поскольку ученики Раби Акивы умирали в течение 33 дней, обычаи траура необходимо соблюдать в течение 33 дней. Различие между ними заключается лишь в том, каким образом отсчитывать эти дни. По всем трем обычаям разрешено также стричься в Лаг ба-Омер.

Существует еще один обычай, который приводят от имени Аризаля: не стричь волосы во время всего периода с Песаха до Шавуота. Объяснение: данный период считается временем, когда происходит суд. Но этот обычай соблюдают только взрослые, поэтому даже тем, кто следует ему, разрешено стричь детей в Лаг ба-Омер, когда им исполняется три года.

В Эрец Исраэль и за ее пределами наиболее распространенным является первый обычай. Хаей адам приводит, что в общине города Вильно был распространен второй обычай.

Что же делать человеку, который не знает, какой у него обычай? Он следует обычаю, который принят в его общине, поскольку запрещено, чтобы в одной общине одновременно соблюдались разные обычаи, противоречащие друг другу. Если же какой обычай у местной общины, неизвестно, лучше следовать первому мнению, поскольку оно является наиболее распространенным.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

10 блиц-ответов на самые популярные вопросы — о Машиахе, воскрешении мертвых...

Рав Яков Шуб

В конце дней людям тоже придется ходить на работу?

Кицур Шульхан Арух 120. Законы счета Омера. Лаг баОмер

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

...А в Лаг ба-Омер, а также во все дни счета после тридцать третьего, жениться и стричься уже разрешено, поскольку в этот день ученики рабби Акивы перестали умирать; и поэтому в этот день принято радоваться чуть больше обычного, и в этот день не читают Таханун.

Халаке

Миша Родионов

Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)».

Смысл заповедей 29. Лаг ба-Омер

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше