Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все дни свои я рос среди мудрецов и не нашёл ничего, полезнее молчания, и основное — не рассуждения, а поступки, и многословному не избежать греха»Трактат «Авот» 1, 17
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...

Раби Йосеф бар Гершон Лоанц из Росхайма (р. Йозельман Иш Росхайм; 5238—5314 /1478—1554/ гг.) — глава еврейских общин Германии.

Происходил из рода раби Йеуды Анаси (см.), составителя Мишны; по материнской линии прямой потомок Раши (см.).

Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме.

Р. Йосеф родился в Эльзасе, предположительно в Обернхайме. Он рано осиротел и воспитывался в семье матери. Имена его наставников неизвестны.

В 5270 /1510/ году р. Йосеф стал главой еврейских общин южного Эльзаса.

В эти годы в Германии разгорелась борьба между фанатичными доминиканскими монахами и партией просвещенных богословов, возглавляемых знаменитым гуманистом Иоганном Рейхлиным. Еще в период с 5258 /1498/ по 5260 /1500/ год в Риме Рейхлин изучал святой язык и книги еврейских мудрецов — под руководством р. Овадьи Сапорно (см.). Теперь доминиканцы решили, что его ахиллесова пята именно в симпатии к евреям — этим «сыновьям дьявола». Монахи привлекли на свою сторону бесчестного выкреста по имени Йоганн Пфеферкорн, который утверждал, что когда-то был еврейским раввином. Он свидетельствовал, что Талмуд и все еврейские книги полны нападок на христианство. В 5269 /1509/ году последовал указ германского императора Максимилиана об уничтожении еврейских книг — все они должны были быть конфискованы и преданы огню. Над еврейскими общинами нависла черная туча. Йоганн Рейхлин попытался заступиться за своих еврейских друзей; он писал, что «против мысли можно бороться только убеждением, а не силой», — но его обвинили в распространении «иудейской ереси» и призвали предстать перед судом инквизиторов.

И тогда р. Йосеф Лоанц добился аудиенции у германского архиепископа в Майнце. Прямо в присутствии архиепископа он устроил выкресту Пфеферкорну остроумный экзамен, убедительно доказав, что выкрест не только никогда не был раввином, но и совершенно не знаком с еврейским законом. Следовательно, он бесстыдно обманывал и архиепископа, и самого императора — а его «свидетельства» против Талмуда были вымыслом от первого и до последнего слова. Под влиянием архиепископа император отменил указ о сожжении книг (Сарей амеа 1:14).

С 5275 /1515/ года р. Йосеф Лоанц поселился в эльзасском городе Росхайме (с тех пор в книгах историков и хронистов его стали именовать р. Йосеф из Росхайма). Преуспев в занятиях коммерцией и финансами, он приобрел широкие связи в придворных кругах и даже был представлен германскому императору Максимилиану. Зимой 5276 /1516/ года император вручил р. Йосефу покровительственную грамоту, в которой назвал его «главой и вождем всех евреев Германии, человеком мудрым, прямым и надежным» (Сарей амеа 5:1). Свои связи при дворе р. Йосеф использовал для защиты евреев от преследований и наветов.

В 5279 /1519/ году, после смерти Максимилиана I, императорский престол унаследовал его девятнадцатилетний внук Карл. По другой, материнской, линии Карл был внуком испанской королевской четы Фердинанда и Изабеллы, изгнавших евреев из Испании. В 5276 /1516/ году, за три года до своего воцарения в Германии, он унаследовал от Фердинанда испанскую корону со всеми испанскими колониями — и теперь его держава, над которой, как говорили, «никогда не заходит солнце», простиралась от Мексики на западе до Филиппин на востоке. К тому же, в Европе под его верховной властью были не только Испания и все германские государства, но и Фландрия (ныне Бельгия и Голландия), и большая часть Италии. А поскольку юный Карл был фанатичным католиком, то вожди доминиканского ордена поспешили убедить его ввести инквизицию и в Германии — чтобы и там поскорее избавиться от «врагов истинной веры», под которыми, в, первую очередь, имелись в виду евреи.

И тогда, несмотря на строжайшее запрещение евреям ступать на землю Испании, р. Йосеф прибыл в Мадрид, ко двору Карла. Предъявив в качестве рекомендательного письма покровительственную грамоту Максимилиана, р. Йосеф сумел привлечь молодого монарха на защиту еврейских подданных — планы инквизиции провалились (Сарей амеа там же).

В 5280 /1520/ году, следуя приказу императора Карла, р. Йосеф участвовал в диспуте с крещеным евреем Антонием Маргарито, написавшим клеветнический памфлет «Основы еврейской веры». И когда р. Йосеф сумел убедительно опровергнуть все его домыслы, клеветник был с позором изгнан от императорского двора.

Отвечая на вопрос одного из епископов, р. Йосеф объяснил происхождение евреев-отступников следующим образом. Он привел известный рассказ Талмуда (Авода зара 2б) о том, что Всевышний предлагал Свою Тору каждому из народов, но все они отказались — кроме евреев, которые произнесли: «Наасе вэнишма — Выполним и будем повиноваться» (Шмот 24:7). Логично предположить, пояснил р. Йосеф, что среди народов, отказавшихся принять Тору, все же были единицы, желавшие приблизиться к святости. И точно так же, невозможно представить, что среди шестисот тысяч евреев, произнесших «Наасе вэнишма», не было таких, кто в глубине души не желал выполнять заповеди Торы и повиноваться ее запретам — ведь они хотели делать именно то, что в Торе запрещено: клеветать, развратничать, брать чужое. И теперь в каждом поколении, из века в век, эти люди обнажают свое подлинное лицо — те иноплеменники, которые стремились к святости, принимают Тору и становятся герами, а те евреи, которые стремились к духовной нечистоте, предают свой народ (Сарей амеа там же).

Современники называли р. Йосефа «великим ходатаем» (на иврите, штадланом) — в кровавую эпоху войн и восстаний, связанных с Реформацией, р. Йосеф из Росхайма сумел многое сделать для защиты своих собратьев — ведь евреев преследовали обе воюющие стороны: и католики, и их противники — протестанты. В дни крестьянской войны, охватившей Германию в 5284—5286 /1524—1526/ годах, он спас от гибели целый ряд еврейских общин. Р. Йосеф вступал в переговоры с предводителями крестьянских отрядов, предлагая им щедрый выкуп и контрибуцию.

В 5290 /1530/ году, когда было принят указ об изгнании евреев из Австрии, р. Йосеф выступил на соборе германских князей в Аугсбурге и сумел добиться от императора отмены указа. Среди прочего великий ходатай сказал германским властителям: «Мы просим не возводить на нас ложных обвинений, ибо мы тоже люди, которых создал Творец и поселил рядом с вами». Р. Йосефу удалось также уберечь от предстоящего изгнания еврейские общины Саксонии и Богемии.

В 5303 /1543/ году в Страсбурге он добился запрета на издание антисемитских сочинений пастора Мартина Лютера, вождя протестантов, который призывал «окончательно решить еврейский вопрос»: обратить всех евреев в христианство или же выселить их из Европы.

В 5304 /1544/ году, р. Йосеф в качестве главы евреев Германии получил от императора Карла покровительственную грамоту, предоставляющую еврейским общинам новые существенные гарантии безопасности и юридические права.

Во всех своих переговорах р. Йосефу из Росхайма удавалось сохранить не только достоинство, но и безупречную нравственную чистоту. В контактах с власть имущими он никогда не пользовался оружием взятки — он воздействовал на них, в первую очередь, убеждением, а также своим высочайшим авторитетом и личной святостью.

Р. Йосеф из Росхайма написал ряд важных книг. Наибольшей известностью пользовался его трактат Игерет нехама (Письмо утешения), представляющий собой апологию еврейской веры. В этой книге приведены меткие и исчерпывающе точные ответы на стандартные обвинения христиан. Существовал обычай изучать эту книгу по шабатам в домах молитвы.

Его этический трактат Дерех акодеш (Путь святости) призван обучить путям привнесения святости в жизнь общины.

В автобиографической хронике, названной Сеферамикне (Книга приобретенного), он рассказывает о своей самоотверженной деятельности штадлана — ходатая по еврейским делам.

Внуком р. Йосефа из Росхайма был знаменитый кабалист р. Элияу Лоанц, прозванный Элияу Бааль-Шем (см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе