Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; если человек этого не делает, то для чего он живёт?!»Виленский Гаон, Эвен Шлема(1:2)

Можно ли скачивать музыку и фильмы из интернета?

Темы: Интернет, Тора и бизнес, Яков Шуб, Воровство

Отложить Отложено

Шалом алейхем, Рав Яков. Большое спасибо за Ваши ответы по «прикладной алахе». У меня есть вопрос следующего порядка: какой закон скачиваемых из интернета музыки и фильмов? Можно ли их просматривать или записывать на диски? Разрешаются ли сервисы типа ютьюба, где только представлены короткие ролики? Заранее спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Все чаще и чаще на книгах, компакт-дисках и компьютерных программах мы видим уведомления: «Все права защищены: копирование запрещено Галахой и законом» и т.п. Попробуем рассмотреть, что может служить основанием для такого заявления и как далеко распространяется сфера действия авторского права с точки зрения еврейского закона. Простота и легкость, с которой сегодня можно почти без потери качества воспроизвести аудио — и видеоматериалы, а также компьютерные программы, делают эти вопросы особенно важными с практической точки зрения.

Существуют четыре основные модели защиты авторских прав, о которых говорится в еврейских источниках:

1. Запрет на несанкционированную конкуренцию, асагат а-гвуль.

2. Ограничения на издание книг конкурирующими фирмами, аскамот, (апробации).

3. Светское право, дина дэ-малхута дина.

4. Ограничение права на копирование материалов, шиур бэ-киньян.

Рассмотрим эти модели более подробно.

Запрет на несанкционированную конкуренцию, асагат а-гвуль

Величайший венгерский раввин восемнадцатого столетия Хатам Софер (респонс Хошен Мишпат 79) рассматривает вопрос о том, имеет ли право раввин Вольф Хайденхаим, редактор и издатель девятитомного молитвенника Родельхаим Сидур вэ-Махзор, запретить другим людям переиздавать свой молитвенник. После продолжительного обсуждения прав издателя в целом, Хатам Софер приходит к заключению, что автор или издатель, который приложил усилия и вложил деньги в осуществление какого-либо проекта, имеют эксклюзивное право на получение прибыли от этого проекта.

В качестве источника для данного решения Хатам Софер использует Гемару (Бава Батра 21 б), где говорится о том, что другим рыбакам запрещено ловить рыбу в месте, где какой-то из рыбаков уже успел раскинуть свои сети и начать ловлю. Этот запрет актуален даже в том случае, когда изначально у всех рыбаков была возможность начать ловить рыбу в данном месте. Соответственно, автор или издатель, подобно рыбаку, имеют право на защиту своей прибыли и могут запретить другим людям получать выгоду от результатов своей работы.

Ограничения на издание книг конкурирующими фирмами, аскамот (раввинские письма)

Из-за того, что количество имеющихся в обращении святых книг было ограничено и издание их было дорого, требовались протекционистские меры, позволяющие издателю возместить свои расходы. Для этого зачастую использовались раввинские письма — аскамот, ограничивающие право конкурирующих издателей на выпуск той или иной книги. Обычно автор заручался письмом высокопоставленного раввина, которое печаталось в начале книги и выполняло две функции. Во-первых, в таком письме обычно подчеркивалась компетентность автора и выражалось одобрение его работе. Во-вторых, раввинской властью объявлялся запрет на публикацию в течение фиксированного периода времени той же работы другими издателями.

Прецедентом для такого рода мер послужил случай с Равом Меиром Каценеленбогеном из Падуи (Маарамом), который в 1550-1551 издал отредактированный труд Рамбама Мишнэ Тора. Почти сразу же конкурирующий нееврейский издатель, Марк-Антонио Юстиниан, напечатал подобное издание Рамбама, но продавал его по более низкой цене. Рав Моше Иссерлес (Рамо) в качестве решении данной проблемы (основываясь также на законах потомков Ноаха) установил запрет на покупку Рамбама, изданного Юстинианом, защищая тем самым коммерческие права Маарама.

Сфера действия раввинских аскамот, т.е. срок действия запрета и территории, где он применялся, служила предметом жарких споров. Несмотря на это, подобный механизм защиты авторских прав стал общепринятым в мире еврейских публикаций. Обычно запрет выносился в отношении издателей, но иногда, как в решении Рамо, также и в отношении покупателей. Между 1499 и 1850 годами были выпущены 3662 аскамот к различным еврейским религиозным изданиям (Энциклопедия Иудаика, т. 7, стр. 1454)

Светское право, дина дэ-малхута дина

Законы об авторских правах и защите интеллектуальной собственности стали неотъемлемой частью большинства современных правовых систем. Соответственно, даже если мы предположим, что с точки зрения Торы автор не обладает явно исключительными имущественными правами, в любом случае соблюдение закона об авторском праве будет обязательным на основании правила, приведенного в Гемаре (Бава Кама 113а, в других местах): дина дэ-малхута дина, т.е. «Закон государства является законом (обязательным для исполнения)» (респонс Бейт Ицхак, Йорэ Дэа 2:75).

Следовательно, все авторские права, предоставляемые человеку по гражданскому праву, признаются еврейским законом действительными и обязательными, если не противоречат закону Торы.

Ограничение права на копирование материалов, шиур бэ-киньян

Другой механизм защиты авторских прав с точки зрения еврейского закона был предложен Равом Залманом Нехемией Голдбергом, членом Иерусалимского раввинского суда (Тхумин 6). Он утверждает, что автор, продавая свой продукт, ограничивает права покупателя на воспроизведение работы. Он как бы продает все, что относится к книге, ленте или программному обеспечению, за исключением права копировать их. Соответственно, если покупатель затем копирует работу, считается, что он украл ее, поскольку он не является владельцем прав на ее копирование.

Основанием для такого закона служит Гемара (Бава Меция 78 б): «Рабби Шимон бен-Элазар передаёт от имени рабби Меира: если один дает монету бедняку, чтобы купить плащ, тот не может купить талит, потому что это идет вразрез с намерением владельца монеты… и каждый, кто идет против намерения владельца, называется вором».

То, что в данной ситуации бедняк был назван вором, подразумевает, что он взял что-то незаконно. Рав Залман Нехемия объясняет, что собственник не отдает монету полностью в распоряжение бедняка, он удерживает за собой право ограничить бедняка в использовании данной монеты, оставляя ему возможность потратить ее только на покупку плаща. Если же бедняк покупает на эти деньги талит, то считается, что использует их незаконно. Соответственно, издатель книги или производитель дисков или программного обеспечения может ограничить покупателя в использовании своей продукции, оставив за собой право ее копирования.

Очевидно, что данная информация не претендует на всестороннее исследование всех аспектов закона об авторских правах в рамках Галахи. Что же касается «практической» стороны вопроса, то, к сожалению, на него невозможно дать однозначный ответ. Существует множество факторов, которые могут повлиять на окончательное решение, например, делается копия с оригинальной работы или с ее копии, копируется вся работа или только ее часть, используется полученная копия для личного употребления или для распространения, каково отношение автора к тому, что его работы несанкционированно копируются. Многие из этих вопросов являются предметом спора различных галахических авторитетов. Кроме того необходимо учесть и моральный аспект данного вопроса— вэ-асита йашар вэ-а-тов, который подразумевает, что человек должен поступать честно и правильно. Поэтому в конкретной ситуации необходимо обратиться к Вашему раввину.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Восьмая заповедь

Материалы по теме

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Я сижу в «одноклассниках»…

Рав Ашер Кушнир

Жена пристает, что муж всё время просиживает в соц-сети. Что делать?

Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?

Рав Яков Шуб

Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше