Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли, родом из Каталонии

Рабейну Йона бар Шмуэль Геронди (умер в 5024 /1263/ г.) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли.

Родился в испанской провинции Каталония — в г. Героне, недалеко от границы Прованса. Двоюродный брат великого мудреца Рамбана — их матери были родными сестрами.

В юности учился в ешивах Франции, у авторов Тосафот. Затем изучал Тору в Провансе у законоучителя р. Шломо бар Авраама из Монпелье.

Возвратившись в Испанию, р. Йона возглавил ешиву в г. Барселоне. Ближайшим его учеником стал р. Шломо бар Авраам (Рашба;) — будущий духовный лидер евреев Испании.

В 4992 /1233/ году наставник р. Йоны, р. Шломо из Монпелье, возглавил борьбу мудрецов Прованса против изучения мировоззренческих трудов Рамбама, и в первую очередь, его книги Море невухим (Путеводитель заблудших). Многим выдающимся знатокам Торы казалось, что рационалистический подход Рамбама к основам веры противоречит традиции: особенный протест вызывала у них попытка синтезировать еврейское миропонимание с методологией Аристотеля. Мудрецов Прованса поддержали и ведущие авторы Тосафот, и глава испанских евреев, выдающийся законоучитель из Толедо р. Меир Абулафия (Рама;). Р. Йона тоже горячо поддержал борьбу своего наставника.

В 4998 /1238/ году по решению ряда авторитетных раввинов свитки Море невухим и некоторых других книг Рамбама были публично сожжены в Париже и Монпелье. Эти костры привлекли внимание церковников — и спустя всего три года по всей Франции были конфискованы и подвергнуты публичному сожжению свитки Талмуда.

Р. Йона увидел прямую связь между этими двумя публичными казнями книг. Он раскаялся в содеяном и дал обет совершить паломничество в Землю Израиля, чтобы там, собрав миньян на могиле Рамбама, прилюдно попросить прощения у великого мудреца и произнести видуй (покаянную декларацию): «Я согрешил перед Б-гом Израиля в том, что порочил книги р. Моше бар Маймона…». Вместе с тем он обязался глубоко изучать труды Рамбама — в дальнейшем р. Йона постоянно ссылался на его мнения и цитировал их в своих книгах.

Направляясь в Землю Израиля, рабейну Йона остановился в г. Толедо — здесь его уговорили остаться и возглавить ешиву. Его уроки привлекли в Толедо молодых знатоков Торы со всей Испании и из других стран.

В Толедо были созданы основные его труды. Он написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Бава батра и Санхедрин. Кроме того, основываясь на конспектах уроков рабейну Йоны, его ученики составили комментарий к тому разделу кодекса Рифа, который посвящен талмудическому трактату Брахот — в классических изданиях Талмуда эти комментарии печатаются рядом с текстом кодекса Рифа.

Но особенную славу р. Йоне принесли его труды по еврейской этике — комментарии к Мишлей (Притчам Шломо) и к трактату Авот, содержащему изречения мудрецов эпохи Мишны. Его книга Шаарей тшува (Врата раскаяния), призывающая к трепетному служению Творцу и действенному благочестию, стала классическим произведением литературы мусара (еврейской этики).

Рабейну Йона скоропостижно скончался в Толедо, на восьмой день месяца мархешван 5024 /1263/ года.

Повествуется, что как раз в это время в Героне разрешилась от бремени его дочь, которая была женой р. Шломо бар Моше, сына Рамбана. И когда у Рамбана спросили, какое имя дать новорожденному, он ответил, что ребенка следует назвать Йоной — в честь деда, чтобы осуществился знаменитый принцип «И восходит солнце, и заходит солнце» (Коэлет 1:5) — «не покидает мир праведник, прежде чем рождается праведник, подобный ему» (Кидушин 72б). …Через несколько дней из Толедо пришла весть о том, что р. Йона умер еще до рождения своего внука.

Многие современники утверждали, что внезапная смерть стала наказанием Небес за невыполнение обета совершить паломничество в Святую Землю, к могиле Рамбама (Праким бетолдот Исраэль).

С разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель. Читать дальше

Недельная глава Беар

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы

Ужасные бедствия, намеки на которые содержатся в заповедях Шмиты и Йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На разрушение мира, которое произойдет перед приходом Машиаха, косвенно указывают заповеди о шмите и йовеле. Поэтому так важно соблюдать сказанное в них.

Врата Востока. Недельная глава Беар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Избранные комментарии на главу Беар

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.

Тора запрещает обманывать при продаже. Беар

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.

На тему недельной главы. Беар 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Недельная глава Беар — Бехукотай

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай