Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Умный знает границы разума. Глупец думает, что знает всё»Учителя еврейской этики
Выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли, родом из Каталонии

Рабейну Йона бар Шмуэль Геронди (умер в 5024 /1263/ г.) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли.

Родился в испанской провинции Каталония — в г. Героне, недалеко от границы Прованса. Двоюродный брат великого мудреца Рамбана — их матери были родными сестрами.

В юности учился в ешивах Франции, у авторов Тосафот. Затем изучал Тору в Провансе у законоучителя р. Шломо бар Авраама из Монпелье.

Возвратившись в Испанию, р. Йона возглавил ешиву в г. Барселоне. Ближайшим его учеником стал р. Шломо бар Авраам (Рашба;) — будущий духовный лидер евреев Испании.

В 4992 /1233/ году наставник р. Йоны, р. Шломо из Монпелье, возглавил борьбу мудрецов Прованса против изучения мировоззренческих трудов Рамбама, и в первую очередь, его книги Море невухим (Путеводитель заблудших). Многим выдающимся знатокам Торы казалось, что рационалистический подход Рамбама к основам веры противоречит традиции: особенный протест вызывала у них попытка синтезировать еврейское миропонимание с методологией Аристотеля. Мудрецов Прованса поддержали и ведущие авторы Тосафот, и глава испанских евреев, выдающийся законоучитель из Толедо р. Меир Абулафия (Рама;). Р. Йона тоже горячо поддержал борьбу своего наставника.

В 4998 /1238/ году по решению ряда авторитетных раввинов свитки Море невухим и некоторых других книг Рамбама были публично сожжены в Париже и Монпелье. Эти костры привлекли внимание церковников — и спустя всего три года по всей Франции были конфискованы и подвергнуты публичному сожжению свитки Талмуда.

Р. Йона увидел прямую связь между этими двумя публичными казнями книг. Он раскаялся в содеяном и дал обет совершить паломничество в Землю Израиля, чтобы там, собрав миньян на могиле Рамбама, прилюдно попросить прощения у великого мудреца и произнести видуй (покаянную декларацию): «Я согрешил перед Б-гом Израиля в том, что порочил книги р. Моше бар Маймона…». Вместе с тем он обязался глубоко изучать труды Рамбама — в дальнейшем р. Йона постоянно ссылался на его мнения и цитировал их в своих книгах.

Направляясь в Землю Израиля, рабейну Йона остановился в г. Толедо — здесь его уговорили остаться и возглавить ешиву. Его уроки привлекли в Толедо молодых знатоков Торы со всей Испании и из других стран.

В Толедо были созданы основные его труды. Он написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Бава батра и Санхедрин. Кроме того, основываясь на конспектах уроков рабейну Йоны, его ученики составили комментарий к тому разделу кодекса Рифа, который посвящен талмудическому трактату Брахот — в классических изданиях Талмуда эти комментарии печатаются рядом с текстом кодекса Рифа.

Но особенную славу р. Йоне принесли его труды по еврейской этике — комментарии к Мишлей (Притчам Шломо) и к трактату Авот, содержащему изречения мудрецов эпохи Мишны. Его книга Шаарей тшува (Врата раскаяния), призывающая к трепетному служению Творцу и действенному благочестию, стала классическим произведением литературы мусара (еврейской этики).

Рабейну Йона скоропостижно скончался в Толедо, на восьмой день месяца мархешван 5024 /1263/ года.

Повествуется, что как раз в это время в Героне разрешилась от бремени его дочь, которая была женой р. Шломо бар Моше, сына Рамбана. И когда у Рамбана спросили, какое имя дать новорожденному, он ответил, что ребенка следует назвать Йоной — в честь деда, чтобы осуществился знаменитый принцип «И восходит солнце, и заходит солнце» (Коэлет 1:5) — «не покидает мир праведник, прежде чем рождается праведник, подобный ему» (Кидушин 72б). …Через несколько дней из Толедо пришла весть о том, что р. Йона умер еще до рождения своего внука.

Многие современники утверждали, что внезапная смерть стала наказанием Небес за невыполнение обета совершить паломничество в Святую Землю, к могиле Рамбама (Праким бетолдот Исраэль).

С разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.