Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Врата раскаяния 1. Объяснение понятия «раскаяние»

Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние

Раскаяние подобно побегу из тюрьмы

1. Среди множества благ, оказанных Всевышним творениям Своим, людям, числим мы указанный Им путь из бездны, куда может завести наше поведение, путь обретения выхода из западни, в которую попадаем из-за своих преступлений. Как избежать падения в эту пропасть и отвести от себя гнев Всевышнего? Всевышний научил и наставил людей возвращаться к Нему, если они согрешили пред Ним. Это также проистекает из Его доброты и справедливости, ибо Ему ведомо людское злое начало, как сказано (Теилим 25;8): «Добр и справедлив Всевышний, поэтому Он указывает путь преступникам». И невзирая на то, что они преступили и восстали много раз и коварнейше Ему изменили, не закрыл Всевышний пред ними врат раскаяния, как сказано (Ишая 31;6): «Вернитесь к Тому, пред Которым вы глубоко грешили», и сказано (Ирмия 3;22): «Вернитесь, сыны-отступники, и Я исцелю необузданность вашу». О раскаянии нам неоднократно заповедано в Торе. А также разъяснено, что Всевышний желает раскаяния, даже если преступник раскаивается из-за многих бед и несчастий, с ним приключившихся. Тем более, если он раскаивается из страха пред Всевышним и из любви к Нему, как сказано (Дварим 4;30): «При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти напасти в будущие времена, возвратишься ты ко Всевышнему и будешь слушаться гласа Его». А также разъяснено в Торе, что Всевышний поможет кающимся даже в том, на что сами они не способны по своему естеству, и обновит в них желание и умонастроение очищения, чтобы достигли ступени любви к Нему, как сказано (там же 30;2): «И обратишься ко Всевышнему и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и дети твои, всем сердцем и всею душою». И там же (30;6): «И Всевышний обрежет сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любили Всевышнего всем сердцем своим и всею душою своею». И в книгах Пророков, и в Писаниях постоянно обсуждается вопрос раскаяния так подробно, что все принципы его разъяснены в этих книгах. И это будет показано в дальнейшем.

2. Следует знать, что когда преступник не торопится покаяться, наказание ему увеличивается с каждым днем. Ему известно, что он прогневал Всевышнего и что есть путь спасения в раскаянии, — но он продолжает бунтовать и остается при своем зле. Есть у него возможность избежать бедствия, но он не боится гнева и не страшится ярости, — потому уготовано ему страшное наказание, ибо его преступление велико. В мидраше Коэлет мудрецы приводят такой пример. Вот поймали шайку разбойников и посадили в тюрьму, а они сделали подкоп, пробили стену и вырвались на свободу. Но один не бежал и остался в заключении. Появился начальник тюрьмы и обнаружил подкоп и того, оставшегося. И начальник поколотил его палкой, приговаривая: «Перед тобой, несчастный глупец, подкоп и возможность бежать! Как же ты не постарался спасти свою жизнь?»

3. И опаздывают с раскаянием лишь невежды, спящие наяву; они не позволяют разумным мыслям проникнуть в глубину своей души. И нет у них разума; и не понимают они, что спасаться нужно как можно скорее. И есть среди них отдалившиеся от Всевышнего и не верящие, что за преступление полагается кара. И мудрецы говорят: «Если ты видел, что ученый совершил ночью нечто недостойное, не думай о нем плохо утром, ибо он уже раскаялся в содеянном».


Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбор Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Кицур Шульхан Арух 188. Законы о вещи, данной на хранение

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух