Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раскаяние начинается с сожаления о содеяннном. Следующий этап — скорбь.

Принцип первый

10. Сожаление о содеянном. Человек должен обдумать и понять, что плохо и скверно то, что он оставил Всевышнего. Пусть же дойдет до его сердца мысль о наказании и расплате за преступление, как сказано (Иов 19;29): «Бойтесь меча, потому что гнев Всевышнего карает преступления мечом». Пусть человек сожалеет о своих недобрых делах и скажет себе: «Что же я натворил? Как же не побоялся Всевышнего и не устрашился жестокого суда и наказания за преступление? Ведь злодея приговаривают к многократным ударам! А я не пожалел самого себя, не пожалел тело свое, отдав его на разрушение ради сиюминутного наслаждения! И уподобился я грабителю, который нажирается, отняв у другого и зная, что судья выбьет из него наслаждение. Подобно сказанному (Мишлей 20; 17): “Сладок для человека хлеб лжи, но после рот его наполнится щебнем”. Жестоко поступил я с душой своей, она нечиста теперь, мое злое начало ее опоганило! Что все ее достоинства, если не нравится она Господину? Мир вечный променял я на мир призрачный, уподобился скотам и похож на них. Злое начало мое тащит меня за собой, как покорную клячу, и, подобно ослу, я сошел с пути разума. Всевышний дал мне душу жизни, разумную и мудрую, чтобы я познал Его и боялся Его, чтобы управлял телом и его деятельностью. Подобно тому, как человек управляет всеми животными, — а они отличаются от человека тем, что не говорят, — ибо душа важна и ценна в Его глазах. Я сотворен был ради этого, а теперь живу вопреки этой цели, — зачем же мне жизнь? Как сказано (Мишлей 21; 16): “Человек, сбившийся с пути разума, отдохнет в сонме покойников”. Я живу так, что недостоин даже животного, я пал ниже него. Бык знает своего господина, и осел знает кормушку своего хозяина, — а я не знал и не разумел, полагая себя свободным от своего Господина. Наслаждался я медом, забывая о конце существования своего, грабил и разбойничал, угнетал бедняка, не помня о смертном часе, который не оставит перед душой моею ничего, кроме трупа и могилы». Разъясненное нами и есть то, о чем говорит пророк Ирмияу (8;6): «Никто не раскаивается во зле своем, говоря “Что я наделал!”»

Принцип второй

11. Отринуть преступление. Да покинет человек свои дурные пути, решив и постановив, что никогда более не вступит туда, а если совершил преступление, не повторит его, как сказано (Иехезкель 33; 11): «Вернитесь, вернитесь со своих дурных путей»; и сказано (Ишая 55;7): «И оставит нечестивец путь свой». Бывает, что человек случайно грешит из-за внезапно обуявшего его вожделения, и злое начало пересиливает и побеждает; он не успевает собраться с мыслями, как злое начало нападает на него. И вот он не успел приказать усохнуть морю своего вожделения, а злое начало захватило его в свои сети, и он попался в расставленные ловушки; дух злого начала овладел им, вопреки тому, что он не желает и не ищет преступления, и не хочет повторить его, — такому человеку следует, начав раскаиваться, сожалеть о содеянном и скорбеть о нем. А также он должен изнывать душой и пребывать в сердечной горести. А затем ему следует каждый день увеличивать в себе страх пред Всевышним и постоянно страшиться Его. И в таком состоянии должен он пребывать, пока не преисполнится упованием на Всевышнего и не будет уверен, что оставит дурной путь и не соблазнится, встретившись вновь со своим злым началом и возрастающим вожделением, как сказано (Мишлей 28; 13): «Кто признается и оставляет /преступление/, будет помилован». Вначале здесь сказано «признается», значит, сначала должно сожалеть о содеянном и исповедаться. А затем — грешник навсегда «оставляет» преступный путь. Но каков же тот, кто постоянно на дурном пути и каждодневно ступает по нему, повторяет свои неразумные поступки и многократно, вновь и вновь, кружит по этому кругу? И нравится ему поступать дурно, а вожделение и злое начало — причины его преступлений — возвышаются над ним. Его желание и направленность чувств и мыслей состоят в том, чтобы удалить все, что мешает ему исполнить задуманное. Раскаяние такого человека начинается с того, что он оставляет свой прежний путь и свои дурные замыслы. В согласии с собой он обязывается более не грешить и решительно исполняет это. Пусть же далее он сожалеет о своих губительных поступках. И пусть вернется ко Всевышнему, как сказано (Ишаяу 55;7): «Да оставит злодей путь свой и нечестивый — помыслы свои, и вернется ко Всевышнему, и Он помилует его». И сказанному пример тот, кто держит в руке гада нечистого и так идет мыться, чтобы очиститься. Понятно же, что он должен сначала оставить нечистое, а потом совершить омовение и очиститься. Пока нечистый гад в его руке, — человек остается нечистым, и омовение ему не поможет. Оставить злой замысел и означает — выбросить нечистого гада. А сожаление о грехе, исповедь пред Всевышним и молитва — как очистительное омовение. А если пришли на нечестивца муки и боль, но все мысли нечестивца по-прежнему и постоянно о том, как продолжать грешить, — то сначала пусть примет эти муки и боль как упрек и раскается в злых помыслах, и пусть покончит со своими недостойными делами. Вот молодой бычок, которого бьют заостренной палкой, чтобы пахал ровно. Таков же тот, кто стоит на недобром пути. Так пусть он сначала примет остроту упрека, чтобы оставить пути смерти и пойти по прямому пути, как сказано (Ирмия 31; 17): «Ясно слышу Я, как горюет Эфраим: Ты упрекал меня, и я мучаюсь, как необученный молодой бычок». А также сказано (там же 31; 18): «Ибо после того, как я вернулся, — раскаялся», то есть после того, как «Ты упрекнул меня», я принял упрек и сошел со своего злого пути, я раскаялся и сожалел о том, что грешил. И вот из этого ясно тебе все, что мы разъяснили.

Принцип третий

12. Скорбь. Пусть горько скорбит, думая о том, насколько велико зло перечащего Всевышнему, Творцу своему. И пусть увеличит скорбь в сердце своем, да возмутятся мысли его, и пусть с горьким сердцем вздыхает. Ибо возможно, что человек сожалеет о содеянном и не по нраву ему преступление, но он еще не исполнил все, что полагается. Жалко человеку терять, а тем более, если он теряет все свое состояние и остался голым и нищим, и душа его в трауре. Он скорбит, болеет душою, и вздохи его все тяжелее и тяжелее, горько ему. Как же глубоко должен сожалеть и вздыхать восставший против Всевышнего, тот, кто совершил гнусные деяния пред Ним и не помнил Создателя своего, Который создал его из ничего и оказал ему милость, и длань Его постоянно руководит им и ведет его, и ежеминутно сохраняет душу его! Как же он посмел рассердить Его, и как же залеплены были глаза преступника, и сердце его не понимало! Разумный человек, чьи глаза открыты, — эти слова запечатлены будут в его сердце и проникнут в глубину его души.

13. И ступени раскаяния, и его величие различаются по силе и горечи скорби человека. Это раскаяние проистекает из чистоты души и ясности разума. Ибо душевная скорбь из-за многих преступлений весьма и весьма увеличивается, и усиливается пропорционально уровню разума и согласно тому, насколько человек сообразителен. Как сказано (Ишаяу 57; 16): «Ибо не вечно буду Я спорить и бесконечно гневаться, — иначе изнеможет дух, /данный/ Мною, и души, Мною созданные». Объяснение этому таково: «изнеможет дух, данный Мною», — то есть из мира высшего. «И души, которые Я сотворил», — тогда Я не буду больше гневаться и ссориться, — ибо как же не пожалеть драгоценную душу, происходящую от Меня, не сжалиться над душами, которые Я создал. Поэтому преступление становится меньше в соответствии с тем, насколько усугубляется работа скорби человека, а скорбь происходит от чистоты высшей души. Этим она искупает вину в большей степени, чем многими самоистязаниями и страданиями тела. Вот пример тому: царь скорее пожалеет и помилует своих воспитанников, которые родились в его доме, приближенных к нему, аристократов, чем тех, кто далек от него и незначителен. Почему сказано: «и души, которые Я сотворил»? Ведь и тела, и весь мир сотворены Всевышним. Это значит, что души ближе к высшему, духовному миру. И подобно этому (Шмот 32; 16): «И скрижали есть творение Всевышнего». И сказали мудрецы: «В создании человека участвуют трое — отец, мать и Всевышний». Отец и мать не участвуют в сотворении души, — потому-то и сказано «и души, которые Я сотворил». А сказанное «и души, которые Я сотворил», объясняет нам, что значит «дух, данный Мною», так как смысл этого заключается в изложенном выше.

14. И сказал Давид (Теилим 38; 10): «О Всевышний, мое желание открыто пред Тобою, и стон мой не сокрыт от Тебя!». Вот как это объясняется: известны Тебе все мои желания, смысл которых лишь в служении Тебе, и Ты знаешь, что вздыхаю я не о делах материальных и вещах эфемерных, а лишь о собственных проступках и о том, что недостаточно служу Тебе. И сказал молящийся в истовой молитве своей: «Вздохи мои из-за страха пред Тобой отдалили от меня все остальные воздыхания, и беспокойство мое из-за того, что я недостаточно служу Тебе, отдалило от меня все другие причины беспокойства».


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

«Балак». И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности