Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как евреи понимают грех?

Темы: Наказание, Раскаяние, Грех

Отложить Отложено

Мир вам. Мне хотелось бы узнать еврейское понимание греха, а так же последствий греха. Спасибо.

Отвечает рав Реувен Куклин

В иврите слово «грех» образовано от корня со значением «промахнуться» (хэт-тэт-алеф). Из этого можно понять, что сущность греха — отклонение от правильного пути. Грешник — человек, который «уклонился» от того действия, которое должен был совершить. Следует отметить: большинство людей считает, что грехом является, прежде всего, совершение запрещённого действия; человек же, уклонившийся от совершения предписанного действия, грешником обычно не считается. Иудаизм утверждает, что это не так. Тот, кто не сделал того, что был должен, — совершил грех.

Приведу Вам слова Рабейну Йоны в его книге Шеарэй Тшува (раздел 3):

«Многие люди в народе полагают, что потеря души ожидает нас, прежде всего, за действия, а тому человеку, который не совершал запрещённых действий, не нарушал Закон, а просто не выполнял заповедей и не делал добрых дел, потеря души не грозит. Поэтому наша обязанность сообщить тем, кто ошибается, что сказали наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1, 7): “Не взыскал Всевышний за идолопоклонство, и за разврат, и за кровопролитие, но не простил Он пренебрежения к Торе”. И ещё сказали (Сифрей Дварим Экев): “Как награда за изучение Торы больше, чем за исполнение всех прочих мицвот, так и наказание за пренебрежение Торой больше, чем за все прочие нарушения”. И сказали (Сангедрин 99а): “Ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил (Бэмидбар 15, 31) — сказано о том, кто мог изучать Тору, но не изучал”. Мы упоминали уже всё это в разделе о Торе».

«И сказано о жителях Сдома, которые совершали страшное зло пред Господом — они занимались разбоем, грабежом, развратом и неправедно судили, — что они были уничтожены за то, что не давали цдаку (милостыню): “Вот в чём было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям её, и руки бедного и нищего она не поддерживала” (Йехезкель 16, 49)…».

«И знай, что заповеди высочайшего уровня сформулированы как повелительные [а не запретительные], например заповедь выбора: “Избери же жизнь” (Дварим 30, 19); и заповедь изучения Торы: “…и говори о них” (там же, 6, 7); и заповедь следовать путями Всевышнего: “…и будешь ходить путями Его” (там же, 28, 9); и заповедь цельности и “доверия” к Всевышнему: “Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим” (там же, 18, 13); и заповедь размышлять о величии Б-га: “Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г…” (там же 14, 2), и сказал Давид: “Господь с небес взирает на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумный, ищущий Б-га” (Тэилим 14, 2); и заповедь помнить милость, оказанную нам Всевышним, и размышлять о ней, как сказано: “И помни весь путь…” (Дварим 8, 2), и сказано: “И познаешь в сердце твоём, что как наставляет человек сына своего, так Господь, Б-г твой, наставляет тебя” (Дварим 8, 5), и сказал Давид: “…пусть… размышляет над милостями Господними” (Тэилим 107, 43), и сказано: “Ибо милость Твоя пред глазами моими…” (там же, 27, 3); и заповедь о святости: “…освящайтесь и будьте святы…” (Ваикра 11, 44); и заповедь о служении Всевышнему: “…Ему служи…” (Дварим 10, 20); и заповедь о страхе пред Ним: “Господа, Б-га твоего, бойся…” (там же); и заповедь о любви к Всевышнему: “И люби Господа, Б-га твоего…” (там же, 6, 5); и заповедь “прилепиться” к Всевышнему: “…и к Нему прилепись…” (там же, 10, 20)… »

«И ради соблюдения этих заповедей создан человек… А в чём же надежда того, кто создан [Всевышним]? Только в том, чтобы вкладывать свой душевный труд в то и заниматься в основном тем, ради чего он был создан!»

Что касается Вашего вопроса о последствиях греха:

Человека, который совершил грех, ожидает наказание. Но обычно наказание не следует за нарушением немедленно, поэтому людям кажется, что наказания за грехи не существует.

Кроме того, грех приводит к тому, что в человеке «поселяется» дух нечистоты, который влечёт его всё к новым нарушениям. Об этом сказано в Пиркей Авот (4, 2): «Бен Азай говорил: “Спеши исполнить [даже] лёгкую заповедь и остерегайся проступка, ибо заповедь влечёт за собой запов едь, а проступок влечёт за собой проступок”».

Кроме того, любой грех причиняет вред душе: любой грех как бы делает в душе «пробоину», «дырявит» её, как пишет Виленский Гаон в комментарии к книге Эстер.

Из-за греха человек отдаляется от Всевышнего, и Всевышний «скрывает» от него Свой лик.

Всё это — если человек не раскаялся в своих дурных делах. Если же он сожалеет о том, что совершил их, и принимает на себя обязанность не поступать впредь подобным образом, Всевышний прощает ему все грехи.

И даже если человек не оставил свои грехи полностью, но обращается к Всевышнему и хочет приблизиться к Нему, Всевышний слушает его молитву и не «скрывает» окончательно от него Свой лик.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Грех — болезнь, раскаяние —лекарство

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».