Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если мы раскаялись, Б-г не помнит наших грехов?

Темы: Раскаяние, Грех, РАМХАЛЬ, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Извините, что задаю другой вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Просто с большим интересом мы всей семьей читаем Ваши ответы. Большое спасибо, что Вы находите время на ответы. Пусть Б-г благословит Ваши труды для Его славы.

В Библии много раз упоминается, что Б-г прощает нам наши грехи и не вспоминает о них (Иезекииля 18; 22—24). Но в книге Рамхаля «Даат Твунот» есть такие слова: «И также знай, что ничто не забыто перед троном славы Его, и ничто не скроется от Его глаз в час суда. Иными словами, не подумай, что если нечто было испорчено, а затем исправлено, то запомнится исправление, а порча будет забыта, или наоборот — если что-либо было исправлено и испортилось, то исправление будет забыто. Это не так! Нет забвения перед троном славы Его». На первый взгляд это высказывание противоречит Библии. Но, с другой стороны, когда Давид согрешил с Вирсавией, а потом раскаялся, Б-г простил его, но наказание он понес — умер его сын. Помогите разобраться в этом вопросе. И еще. Стоит ли книги Рахмаля понимать буквально, или стоит понять главную мысль? С уважением, Юрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом и браха также и Вам, уважаемый Юрий, и спасибо за все Ваши отзывы и добрые пожелания!

Вы замечательно подметили, что, на первый взгляд, утверждение Рамхаля противоречит словам Йехезкеля, но, разумеется, это невозможно. Весь вопрос в том, сумеем ли мы понять, что имели в виду тот и другой. Попробуем разобраться в меру наших скромных возможностей.

Пророк Йехезкель в указанном Вами отрывке говорит, как объясняют мудрецы, о наказании и награде за различные поступки человека. И учит нас, что одной только мыслью человек может изменить отношение Всевышнего к себе: если он раскаялся в преступлениях, то не будет за них наказан — так, как будто их никогда и не было. И, соответственно, не дай Б-г, потеряет награду за добрые дела, если будет сожалеть, что совершил их. Здесь заметим, что, в зависимости от степени прегрешения, одного лишь раскаяния может быть мало для того, чтобы получить полное прощение[1]. (С царем Давидом произошло именно так: он был прощен, но не сразу, а понеся наказание. Кстати, о том, что он окончательно прощен, он так и не узнал, и всю жизнь работал над раскаянием, исправлением этого греха. Однако ему было обещано, что в результате прощение будет полным, только ему не дано будет узнать, когда это произойдет. Знак, свидетельствующий о том, что Давид прощен, Всевышний явил только после смерти Давида, царю Шломо).

Рамхаль же, насколько я могу понять, говорит о том, что каждый поступок рассматривается не сам по себе, а как часть цепи хороших и дурных поступков. Оценивается общее влияние этих поступков на мироздание и на саму личность человека — в этом смысл того, что Всевышний помнит обо всем. Однако это не влияет на результат конкретного действия, в котором человек уже раскаялся. Тонкое различие, очевидно, существует между понятиями «не помнить», что и по простой логике вряд ли может относиться к Творцу, и «не вспомнится человеку», что фактически означает «не будет ему напомнено».

С уважением, Овадья Климовский


[1]Подробнее об этом см. Рамбам, Законы раскаяния, 1:4

Читайте:Благословен Помнящий союз…

Материалы по теме


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше