Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Запрещено рассказывать другим о грехе человека ни за его спиной, ни в его присутствии»Рав Зелиг Плискин, из книги «Береги свою речь»

Раби Ицхак бар Авраам Ибн Латиф (4980-5050 /1220-1290/ гг.) — выдающийся философ и кабалист.

В 4998 /1238/ году восемнадцатилетний Ибн Латиф написал свое первое значительное произведение — трактат Шаар ашамаим (Врата небес). В этой книге развивались философские идеи выдающегося еврейского мыслителя и поэта р. Шломо Ибн Габироля (см.); вместе с тем, при анализе стихов Писания отчетливо распознавался подход с позиций кабалы.

За первой книгой последовали кабалистические трактаты Цурат аолам (Структура Вселенной) и Гинзей амелех (Сокровищницы Царя), а также комментарий на классическое произведение кабалы Сефер Йецира (Книгу Творения), автором которой считается наш праотец Авраам.

Заметное место в его наследии занимает философский трактат Игерет атшува (Послание о раскаянии).

Ибн Латиф впервые сумел органично объединить в своих сочинениях кабалистические методы исследования с философскими. По словам современника, он «одной ногой стоит в философии, а другою — в мудрости кабалы». Особенно отчетливо это сочетание проявилось у него в области экзегезы: Ибн Латиф прокомментировал две сложнейших книги Писания — Коэлет и Йов.

На книги Ибн Латифа многократно ссылаются мудрецы последующих поколений: так, его обильно цитируют р. Йосеф Альбо (см.), автор Сефер Аикарим (Книги Основ), и выдающийся комментатор Писания Дон Ицхак Абраванель (см.).

С разрешения издательства Швут Ами


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье