Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”

Меня просили рассказать о вчерашнем уроке про правду. Вот, рассказываю.

22 ноября 2011, 10:27

Отложить Отложено

Всегда мне было интересно: мошенничество – это обман или воровство?

С одной стороны, обманутый мошенником сам вручил ему свои деньги, а воровство – это нечто другое, это когда у тебя берут, а ты не замечаешь. С другой стороны, мошенник деньги взял и исчез, "как тать в ночи", что очень похоже на чистое воровство.

Так вот. По еврейскому суду – мошенник = просто обманщик (и деньги обязан вернуть). Но по статусу, он, конечно, вор и больше никто.

Впрочем, видов мошенничества много. Например, ехал я в такси.

Приехал и расплатился с водителем купюрой в 200 шекелей. Он дал мне сдачу как со ста. Я деньги взял и вышел. А он начал резко выруливать прямо под движение других машин. Я удивился – уж больно похоже на стремительный побег. Посмотрел, а у меня в руке меньше ста, тут же вспомнил, что дал ему 200, ну точно – это была красная бумажка, а я, "лох", беру сдачу как со ста, поэтому бросаюсь за машиной, он еще пытается вырулить под поток автомобилей и автобусов, спрашиваю через окно – не 200 ли я ему дал? – Он с готовностью протягивает мне сотню – и стремительно уезжает – как от позора, а может, чтобы я не пожаловался, списав с крыши его номер.

Он не смошенничал и даже не обманул – он всего лишь хотел воспользоваться чужой ошибкой. Что строжайше Торой запрещено.

Т.е. обмануть, украсть, смошенничать или воспользоваться чужой ошибкой, – все это случаи одного воровского ряда.

** **

Только что приведенную историю я вчера на уроке не рассказывал (21 декабря 2011 года; цикл "Еврейское поведение"). А рассказал другую. Покруче первой.

(Даю, как всегда, в форме жесткого конспекта.)

Вычитал я ее в книге рава Ицхака Зильберштейна (запись его уроков, часть 3 за 2005 год). К нему поступил запрос по поводу следующего происшествия.

Один турист, прибыв в Израиль, взял в аэропорте такси (сегодня день такси!) до Иерусалима, но сначала спросил о цене. Таксист увидел, что перед ним турист, и сказал: 30 долларов. (Это было давно. Сегодня поездка стоит все 50. Но по тем временам запрошенная сумма казалась явно завышенной.)

Время позднее, темное. По дороге пассажир говорит таксисту: ой, я, кажется, обронил бумажку в 100 долларов – сейчас, в этой кабине. Не могли бы вы, любезный, осветить мне пол вашего авто?

Шофер сказал, что у него нет другого света, кроме слабой лампочки под потолком салона. (Ее было явно недостаточно для поиска денег, упавших на пол.)

Делать нечего. Пассажир принялся искать под ногами, заглядывал под коврик, под кресла, шарил рукой и обиженно причитал, что, мол, ему нужен свет, – но таксист всю дорогу молчал и не помогал тому в поисках.

Приехали. Наш турист говорит, что он поднимется в квартиру и спустится с деньгами. Ибо он хотел расплатиться той бумажкой в 100 долларов, но она, видите ли, потеряна. Вы позволите?

Шофер позволил. Причем без всяких размышлений. Мол, он подождет в машине.

Но пока турист поднимался на этаж – таксист быстро уехал.

Дело в том, что никаких 100 долларов турист не терял. Просто он решил проверить, насколько честен таксист. Оказалось, что тот не побрезгует уехать с чужими деньгами на полу своей машины. Ведь шофер был уверен, что у него под ногами лежат 100 долларов.

Так иностранный турист наказал местного таксиста. (За что, кстати, наказал – за жадность или за попытку воровства?)

Теперь задается вопрос к раввину: надо ли того таксиста искать, чтобы заплатить за проезд? (Ведь свою работу тот выполнил.)

Рав Зильберштейн ответил: искать не надо. Таксист сам себя наказал, потому что должен был дождаться пассажира внизу. Но – знайте, что турист нарушил два запрета: (1) "не ставь препятствие перед слепым (лифнэй ивэр; чистой воды провокация), (2) сказал неправду (притворившись человеком, который потерял деньги в чужой машине).

[От себя добавлю, что, будь я на том уроке, спросил бы у рава: а надо ли заплатить водителю, если тот сам явится с повинной?]

** **

Наш праотец Яаков притворился Эсавом, чтобы получить браху отцу. Единственное его оправдание – так научила его мать-пророчица. Если бы не Ривка, которой было приказано небом пойти и получить – пусть неправдой – благословение от Ицхака, то весь этот эпизод заслужил бы совсем другую оценку следователей и судебной коллегии. Самое настоящее, очевидное вранье!

И раз Тора ссылается на особую роль Ривки, то при всех остальных обстоятельствах притворство запрещено!

** **

Есть у нас еще одна история – уже из Талмуда (Бава Кама 113-2). [Тоже с урока, назывался "Чужим не пользуемся", прочитан ровно два года назад у нас, на сайте.] Там тоже, вроде, была проверка на честность. Но в ином ракурсе, а посему она квалифицирована как вполне допустимая.

Однажды великий амора Шмуэль купил у нееврея золотой кувшин, который тот продавал как медный. Продавец попросил за него четыре зуза, в то время как золотой кувшин стоит много дороже.

Написано, что Шмуэль дал ему четыре зуза, а один – лишний, пятый, – вложил в те четыре.

Конец рассказа. Что потом произошло между Шмуэлем и продавцом, Талмуд не рассказывает. Говорится только, что Шмуэль тот кувшин купил.

Вот что произошло на самом деле – если воспользоваться комментарием раби Натана Адлера.

Продавец кувшина или не знал, что тот золотой, полагая, что он медный, – и поэтому просил за него 4 зуза. Или знал, что он золотой, – но почему тогда продавал так дешево? Не иначе как украл и хотел скорее от него избавиться (другого объяснения вроде нет).

Если он не знает, что предмет золотой, – надо заплатить ему как за золотой (ибо иначе – хилуль-Ашем, осквернение Имени Всевышнего, когда люди узнают про ошибку и поднимут крик на весь город). А если предмет украден, надо его купить и срочно передать владельцу.

Но как узнать, украден или не украден? – Очень просто. Шмуэль дает ему четыре зуза, а один добавочный утаивает, т.е. вкладывает в эти четыре, и ждет, как продавец отреагирует. Если вернет – значит, честный человек. Если не вернет, значит, перед нами вор.

В первом случае Шмуэль доплатит разницу, во втором – передаст кувшин владельцам.

** **

Мошенник – тот, кто обманывает и, в результате, ворует. Но иногда продуманная хитрость помогает избежать ущерба.

Или скажем так: притвориться можно только в двух случаях: (1) когда вы хотите помочь людям вернуть потерянное, (2) когда у вас мама – Ривка, наша праматерь.

Теги: Талмуд, Видео-урок, Недельный раздел