Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель из Барселоны

Раби Ицхак бар Шешет (Риваш; 5086-5168 /1326-1408/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в Барселоне. Ближайший ученик Рана.

В 5130 /1370/ году по клеветническому доносу был подвергнут заключению — вместе со своим наставником Раном и другими главами еврейской общины Барселоны.

После освобождения переехал в Сарагосу и стал раввином этого города, а также главой основанной им ешивы. В более поздний период был раввином и главой ешивы в Валенсии.

В дни антиееврейских гонений 5151 /1391/ года Риваш был вынужден покинуть Испанию.

Череда погромов началась с Севильи, где отряды черни, возглавляемые монахом Фернандом Мартинесом, уничтожили шесть тысяч евреев. Затем погромщики двинулись на Кордову, Толедо, и, наконец, на Валенсию, где еврейскую общину возглавлял Риваш. Далее они проследовали в Барселону и Сарагосу… Всего было уничтожено семьдесят общин, убито более ста тысяч евреев, многие были насильно крещены или проданы в рабство арабам.

Бежав на корабле, Риваш достиг острова Майорка, принадлежавшего Испании; но и там начались преследования, и ему пришлось вновь отправиться в плавание, на этот раз к северным берегам Африки. В конце концов, он оказался в Алжире, где стал даяном (судьей), а затем главой еврейской общины.

Риваш был одним из наиболее авторитетных законоучителей — из многих общин диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов. В числе первых ему довелось исследовать алахические вопросы, связанные с «маранами» — насильно крещеными евреями.

Сохранившиеся его респонсы были собраны в книгу Тшувота-Риваш (Ответы Риваша). Эта книга впервые напечатана в 5307 /1547/ году, в типографии г. Кушты.

Написал также хидушим (аналитические заметки) к ряду трактатов Талмуда. Сохранившиеся фрагменты из них приведены в сборнике Шита мекубецет, составленном р. Бецалелем Ашкенази.

Умер Риваш в Алжире.

С разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.