Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли мне носить оружие в субботу?

Темы: Суббота, Опасность, Пикуах нефеш, Яков Шуб, Оружие

Отложить Отложено

Шалом. Мой вопрос связан с запретом оцаа (вынесения предметов из одного «владения» в другое) в шаббат и ношением оружия (пистолета). Обычно я ношу оружие постоянно. Насколько реальна угроза жизни, судить трудно, т.к. совершенно безопасных мест на Земле нет. Кто-то безопасно живет рядом с арабами в поселениях, а кто-то может пострадать от грабителей в элитном районе. Поэтому считаю, что человек должен делать максимально возможное для своей безопасности, где бы ни жил. Оружие носится обычным способом, на поясе, и, поскольку ношу я его постоянно, оно привычно, как часть одежды. Мы живем рядом с лесом, в котором есть дикие звери, и любим там гулять в свободное время, но только с оружием. А из опасения нарушить запрет оцаа я не ношу его в шаббат, и семья лишается удовольствия прогулки по лесу. Ну и по пути в синагогу примерно 4—5 минут нужно идти через лес (иначе путь удлинится на 20 минут, а он и так занимает 40-45). Буду благодарен за разъяснения. Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. На самом деле его можно разделить на три части.

  • 1. Можно ли носить оружие в Шаббат, если нет опасности для жизни?
  • 2. Представляет ли опасность для жизни путь через лес, в котором есть дикие звери?
  • 3. Если теоретически такой путь представляет собой угрозу для жизни, разрешено ли ходить через лес (делая, таким образом, ношение оружия необходимым), чтобы сократить путь в синагогу, если существует другой путь, даже если он более долгий?

Попробуем разобрать по порядку данные вопросы.

  • 1. Шулхан Орух (301:7) говорит, что человек, который выходит в Шаббат из одного владения в другое с оружием, например, луком или мечом, нарушает запрет Торы. Мишна Брура добавляет (301:22), что даже если меч висит на поясе, все равно это нарушение запрета Торы, поскольку так обычно носят меч в будний день.

Рассмотрим несколько моментов, из-за которых, на первый взгляд, в Вашей ситуации можно было бы разрешить ношение оружия. В Геморе Шаббат (58а) сказано, что рабу разрешено ходить в Шаббат с печатью о принадлежности хозяину, если она висит у него на шее или прикреплена к одежде. Один из ришойним (комментаторов раннего периода), Ор Заруа (84:3) объясняет: это разрешено потому, что раб всю неделю носит такую печать, поэтому она как будто становиться частью его одежды. На этом основании он также разрешает евреями выходить с зелеными кругами (своего рода желтые звезды) — носить их местные власти обязали всех евреев. Этот закон приводится у Рамо (301:23). И Мишна Брура (301:83) приводит упомянутое объяснение Ор Заруа: вещь, которую обычно постоянно носят в течение недели, становится частью одежды. Похожее объяснение Мишна Брура дает и другому закону, который приводится в Шулан Орухе (301:19): о том, что узникам разрешено выходить в кандалах. Мишна Брура (301:69) говорит: поскольку узник обычно ходит так в течение всей недели, кандалы являются для него как бы частью одежды.

На этом основании (вещь, которую постоянно носят в течение всей недели, становится частью одежды) некоторые галахические авторитеты хотели разрешить ношение ручных часов в месте, где нет эйрува (Игрот Мойше 1:111). Ведь обычно человек носит часы целый день, а иногда не снимает их даже на ночь. Кроме того, часы одеваются прямо на тело и многие люди носят их так, поэтому часы можно рассматривать как часть одежды, и они «второстепенны» по отношению к телу.

Другие галахисты спорят с этим, утверждая, что часы не похожи на печать раба, зеленые круги и кандалы, упомянутые выше. По их мнению, только те вещи, которые являются знаком для человека и определяют его статус каким-то образом, такие, как печать для раба или зеленые круги для евреев, можно рассматривать как часть одежды. Кроме того ношение их как части одежды было предписано указами местных властей. В отношении кандалов можно сказать, что их назначение — не дать арестованному быстро передвигаться (т.е. в данном случае они «необходимы для тела человека»), и, хотя сам человек не заинтересован в этом, поскольку он обязан носить их, можно рассматривать их как часть одежды.

Часы же не являются знаком и не определяют статус человека, их носят по собственному желанию. И они не являются «необходимыми для тела человека», а выполняют побочную функцию — показывают время. По мнению этих галахических авторитетов, разрешено носить только такие часы, которые человек не снимет, даже если они остановятся — поскольку они выполняют для него функцию украшения.

Об оружии можно сказать то же самое: оно не является знаком, не определяет статус человека, его носят по собственному желанию, и оно не является «необходимым для тела человека». Кроме того, даже те, кто разрешает ношение часов, очевидно, согласятся с тем, что ношение оружия запрещено. Во-первых, поскольку часы используют, не снимая с руки. А пистолет, чтобы его использовать, необходимо вынуть из кобуры. Во-вторых, многие люди носят часы, а оружие большинство гражданских людей не носит.

Кроме того, невозможно рассматривать оружие как украшение. Может быть, можно воспринимать так оружие военных или полицейских, для которых оно является частью обмундирования. Это причины, по которым Рав Йосеф Шалом Элияшив шлита (ч.3:51) и Орхот Шаббат (28:188) запрещают носить оружие в шаббат.

Получается, таким образом, что в ситуации, когда не существует угрозы для жизни, оружие носить запрещено, даже если человек обычно носит его в течение недели, и даже если носит его на поясе.

  • 2. К сожалению, не могу помочь Вам определить, является ли нахождение в лесу ситуацией, где существует опасность для жизни. Для этого необходимо знать конкретную ситуацию, а именно: о каких животных идет речь, как часто они встречаются, как они себя ведут при виде человека и т.п. В данном случае могут помочь рекомендации местной полиции или служб гражданской обороны.
  • 3. Даже, если мы определим, что путь через лес опасен для жизни (в таком случае разрешено носить оружие), это не поможет в конкретной ситуации. Ведь в любом случае запрещено изначально ставить себя в ситуацию, где есть опасность для жизни (и, соответственно, разрешено носить оружие) для того, чтобы сократить путь в синагогу. Даже если бы не было кружного пути, не через лес, как у Вас, а единственная дорога в синагогу пролегала бы через лес, очевидно, пришлось бы молиться в одиночку дома. Получается, что в ситуации, когда дорога через лес представляет собой опасность для жизни, надо идти кружным путем, не через лес.

Очевидно, в такой ситуации у Вас также будет схар псийот (особая награда человеку, который идет более долгим путем), подобно тому, что говорит Мишна Брура (90:37): если есть в городе две синагоги, лучше ходить в дальнюю, т.к. за это он получает схар псийот.

С уважением, Яков Шуб

Смотрите и слушайте: Эрув. Запрет оцаа

Материалы по теме


Многие наверняка слышали термин «сфирот». Понятие сфирот является одним из наиболее фундаментальных в каббале. Что означает этот термин? Читать дальше