Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда желанны Ашему пути человека, даже его враги помирятся с ним»Ялкут Мишлей 16
По материалам журнала «Истоки»

Раби Нафтали Цви Йеуда Берлин, сокращенно Анецив (1817—1893), прославленный учитель Торы второй половины 19 века, воспитатель тысяч учеников из всех еврейских общин Восточной Европы.

Родился в городке Мир Минской губернии, уже в детстве отличался необыкновенными способностями. На него обратил внимание руководитель известнейшей Воложинской ешивы раби Ицхак, сын раби Хаима из Воложина, и выдал за него свою дочь; Анециву тогда исполнилось 14 лет.

Ровно 20 лет он прожил в доме тестя, занимаясь исключительно изучением Талмуда. В 1853 году его выбрали руководителем Воложинской ешивы. Этот пост он занимал почти 40 лет, превратив ешиву в мировой центр изучения Торы, — вплоть до ее драматического закрытия специальным указом властей. Через год он умер в Варшаве.

Будучи феноменальным знатоком Талмуда и обладателем тонкого критического ума, Анецив следовал методам Виленского Гаона, во всем предпочитавшего в первую очередь ясность изложения. Наиболее выдающимся его сочинением является сборник «Аамек Шеэла», комментарий на сочинение рава Ахаи-гаона. Книга Анецива интересна еще и тем, что на первой ее странице, там, где в наше время ставится отметка об авторских правах, рав Берлин написал: «Каждый, кто хочет перепечатать эту книгу, сим получает мое разрешение без требования денежного вознаграждения, а также благословение за распространение знаний Торы».

Самым известным и талантливым его сподвижником был раби Хаим Соловейчик, сын раби Йосефа Дова Соловейчика (1820-1892), рава из Бриска (Брест-Литовска), своего старого друга и оппонента, в свое время тоже претендовавшего на пост руководителя Воложинской ешивы.

Рассказывают, что, еще учась в ешиве, он всегда опаздывал на обряд «авдалы» по завершению Йом-Кипура. Ему было больно видеть опустевшим большой зал Бейт-мидраша после того, как все молившиеся в нем, истомленные постом, спешили к столу. Он же садился за книги.

Однажды его учитель, раби Ицхак, потребовал объяснений. И Анецив привел такой довод: «Я думаю, это один из тех случаев, о которых сказали наши мудрецы в трактате Авот: “Там, где нет людей, старайся быть человеком”.»


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше