Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Сегодня габаями зовут всех членов «совета» синагоги. Но строго говоря, так называются те, кто собирают пожертвования (цдака) на синагогу и на нужды общины. Название происходит от глагола гава, взыскивать. Они же распределяют средства среди нуждающихся. Выбираются в габаи люди исключительной честности и праведности. Впрочем, и на них лежит обязанность периодически отчитываться во всех суммах.

Сегодня габай — должность общественная, ничего экстраординарного в ней нет. Но раньше она была настолько уважаема и почетна, что многие, стремясь ее получить, готовы были заплатить большие деньги (не получая взамен никакой денежной компенсации). Во многих случаях габаем становился староста синагоги. Многие раввины прошлого (вплоть до последнего века), будучи прославленными учеными, никогда не отказывались от роли сборщика пожертвований на нужды общины или ешивы. Более того, для успеха дела они использовали свой раввинский авторитет.

Но так было не всегда. В эпоху власти Рима габаями называли евреев-сборщиков налога (по-русски мытарей) в пользу римского фиска. Люди они были необразованные и далекие от соблюдения заповедей, потому что именно в таком социальном слое власти и вербовали сборщиков. Чтобы отличить от них синагогальных сборщиков пожертвований, последних стали называть — габай шель цдака.

Звание габая многие носили как своего рода почетный титул. Их потомки превратили его в фамилию.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше