Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Б-га, но раскаялся в последнюю минуту, удостаивается удела в грядущем мире, как сказано: “Мир, мир далёкому и близкому, сказал Господь, Я исцелю его” (Йешаягу 57, 19)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14
По материалам газеты «Истоки»

Сегодня габаями зовут всех членов «совета» синагоги. Но строго говоря, так называются те, кто собирают пожертвования (цдака) на синагогу и на нужды общины. Название происходит от глагола гава, взыскивать. Они же распределяют средства среди нуждающихся. Выбираются в габаи люди исключительной честности и праведности. Впрочем, и на них лежит обязанность периодически отчитываться во всех суммах.

Сегодня габай — должность общественная, ничего экстраординарного в ней нет. Но раньше она была настолько уважаема и почетна, что многие, стремясь ее получить, готовы были заплатить большие деньги (не получая взамен никакой денежной компенсации). Во многих случаях габаем становился староста синагоги. Многие раввины прошлого (вплоть до последнего века), будучи прославленными учеными, никогда не отказывались от роли сборщика пожертвований на нужды общины или ешивы. Более того, для успеха дела они использовали свой раввинский авторитет.

Но так было не всегда. В эпоху власти Рима габаями называли евреев-сборщиков налога (по-русски мытарей) в пользу римского фиска. Люди они были необразованные и далекие от соблюдения заповедей, потому что именно в таком социальном слое власти и вербовали сборщиков. Чтобы отличить от них синагогальных сборщиков пожертвований, последних стали называть — габай шель цдака.

Звание габая многие носили как своего рода почетный титул. Их потомки превратили его в фамилию.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня

Раскаяние — Тшува

Мудрецы называют тшуву, возвращение к Творцу мира — великим, грандиозным действием. Попробуем понять, чем же так замечательна тшува.
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше

Пути праведников. Раскаяние

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия

О тшуве

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.

Раскаяние, Шаббат Шува, Капарот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Религиозная светскость

Журнал «Мир Торы»

Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.