Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда синагоги и дома учения потеряют свою святость?

Темы: Еврейский закон, Синагога, Святость, Яков Шуб, Бейт мидраш

Отложить Отложено

Шолэм алейхем! Я хотел бы узнать, что можно назвать бейс-акнесесом (синагогой) с точки зрения алохи? Ибо я знаком с одним человеком, который упорно настаивает на том, что сейчас нет настоящих синагог, а все это бейс-мидраши («дома учения»). Поэтому он разрешает делать себе непозволимые вещи в синагоге. N.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Мудрецы называют бейс а-кнесет и бейс а-мидраш (синагогу и дом учения) малым Храмом. Следовательно, поведение в них должно быть очень осторожным и уважительным, соответствующим святости этого места. Законы поведения в синагоге подробно разбираются в Шулхан Орухе (Орэх Хаим 151). Они включают в себя, например, запрет на легкомысленное поведение, посторонние разговоры, не связанные с молитвой и изучением Торы, а также запрет есть там, спать и т.п. О важности сохранения святости этих мест и о строгом наказании за нарушение соответствующих законов говорится во многих священных книгах. Зоар (гл. Трума и гл. Ваякель) говорит, что пренебрежение святостью синагоги и дома учения продлевает галут (изгнание), отдаляет геулу (избавление). Кроме того, известны слова величайшего раввина Тосфот Йом-Тов: ему открылось во сне, что страшные погромы Богдана Хмельницкого были посланы в наказание за посторонние разговоры в синагоге во время молитвы.

В Геморе Мегила (28 б) разбирается вопрос о том, можно ли во время строительства синагоги и дома учения обусловить, что это помещение не будет иметь святости синагоги и бейс-мидраша. Соответственно, его можно будет использовать в других целях, и это не будет нарушением законов святости малого Храма. Мнения ришойним (ранних комментаторов) по этому вопросу разделились. По мнению Тосафот и Роша, такое условие не имеет силы, когда помещение используется как синагога и бейс-мидраш, однако имеет силу, когда оно используется в других целях, если оно было разрушено. По мнению Раши и Ор Заруа, данное условие имеет силу даже тогда, когда помещение используют как синагогу и бейс-мидраш. По мнению Рамбана, Рана и Рашбо, условие не имеет силы и святость помещений и зданий сохраняется даже после их разрушения. Однако в случае острой необходимости условие имеет законную силу, даже когда помещение используется как синагога и бейс-мидраш.

Шулхан Орух (151:11) принимает мнение Тосафот и Роша: подобное условие получает законную силу только после разрушения здания или помещения. В свою очередь, Мишна Брура (Беур Алаха 151:11) приходит к заключению, что можно полагаться на мнение Рамбана, Рана и Рашбо: данное условие работает в случаях острой необходимости. Кроме того, по мнению Шулхан Оруха (151:11), даже в тех случаях, когда условие работает, оно работает только за пределами Эрец-Исроэль, поскольку с приходом Избавителя, да случится это в ближайшее время, синагоги и батэй-мидраш вне Эрец-Исроэль потеряют свою святость. Однако святость синагоги и дома учения в Эрец-Исроэль сохранится навеки. Соответственно, на них условие об «отсутствии святости» не распространяется. В данном случае Мишна Брура также говорит: можно полагаться на те мнения, согласно которым данное условие работает повсюду.

В соответствии с упомянутым решением Мишна Брура распространился обычай разрешать проведение в синагоге и бейс-мидраше праздничных трапез в честь брит-мила (обрезания), шева брахот («семи благословений») и т.п., а также других мероприятий для нужд общины (Игрот Мойше 1:45, Шевет а-Леви 9:30). Однако, по мнению Мишна Брура (151:32, Шаарей Цион 19), необходимо оговорить это условие во время строительства, иначе оно не будет работать.

Необходимо отметить, что по всем мнениям сказанное относится только к разрешению при необходимости проводить праздничные трапезы и мероприятиям для нужд общины. Кроме того, обычно в таких местах находятся арон а-койдэш (шкаф со свитками Торы), свитки Торы, священные книги и т.п., что само по себя предусматривает уважительное поведение. Что же касается легкомысленного поведения и действий, оскверняющих святость синагоги и дома учения, они категорически запрещены в любых случаях и в любое время.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Дневник полётов Отто Хаудэ

Материалы по теме


Он родился еще в черте оседлости, учился в известных ешивах у великих наставников. Но из-за давления советской власти, в разгар сталинских репрессий, рав Моше Файнштейн был вынужден уехать в США. Уже там он и стал известен на весь еврейский мир благодаря своей преданности Торе, Б-гу и еврейскому народу. Читать дальше