Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8

Есть ли какие-то специальные правила или законы отношения к священным книгам?

Темы: Уважение, Книги, Яков Шуб, Святые тексты

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли какие-то специальные правила или законы отношения к священным книгам? Если есть, не могли бы вы вкратце назвать основные и важнейшие? Заранее благодарю, Александр

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Александр,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем перейти непосредственно к ответу, уместно привести слова книги Решит Хохма (Шаар а-Йира, гл.15). Там приводится из книги Зогар: первое, с чего начинается суд над человеком в Рош а-Шана, это вопрос, относился ли он с должным уважением и трепетом к Всевышнему. Решит Хохма говорит, что это выражается в отношении ко всем вещам, в которых есть святость, в частности, к священным книгам.

Приведем некоторые основные законы обращения со священными книгами, касающиеся ситуаций, которые чаще всего встречаются на практике:

— Запрещено класть священные книги на пол или на землю (Рамо, Йорэ Дэа 282:7). Однако если книги находятся внутри какого-либо другого предмета, например, в коробке, сумке или пакете, то их можно ставить на землю (Микдаш меат 282:31, Гинзэй а-Кодеш 2:3, от имени Рава Элияшева зацаль и Рава Карелица шлита).

— Запрещено сидеть на стуле или скамейке, где лежат или стоят священные книги, однако если скамейка разделена на отдельные сиденья, то запрета нет (респонс Шевет а-Леви 3:11).

— Разрешено положить книгу на колени, однако запрещено облокачиваться на нее, когда она лежит на коленях, если только это не помогает изучению Торы (Рамо, Йорэ Дэа 282:7, Гинзэй а-Кодеш 2:7).

— Запрещено класть священные книги «лицом вниз». Открытую книгу тоже запрещено так класть, даже если это делают, чтобы не оставлять ее открытой, см. ниже. Тот, кто увидел книгу, которая лежит «лицом вниз», должен перевернуть, мидат хасидут также поцеловать ее. (Рамо, Йорэ Дэа 282:5).

— Запрещено оставить священную книгу открытой и уйти. Кроме того, что такое обращение с книгой неуважительно, это также приводит к тому, что забывается изученный материал (Бах, Шах, Йорэ Дэа 277:1). Разрешено покрыть чем-либо книгу и выйти. Существует мнение, что если человек отлучается на короткое время, то закрывать книгу не обязательно (Арух а-Шулхан 277, Гинзэй а-Кодеш 2:29).

— Тот, кто передает книгу другому человеку, должен сделать это правой рукой, соответственно, этот другой должен принять ее правой рукой. Левша должен делать это левой рукой (Сэфер Хасидим 109, Мишна Брура 208:18).

— Если увидели, что книга упала на землю, необходимо сразу же ее поднять. При этом принято поцеловать ее. Если упали книги и другие вещи, необходимо поднять книги в первую очередь (Бейт Лэхем Йегуда 282, Арух а-Шулхан 282:11, Сефер а-Хасидим 923).

— Уважительное отношение к священным книгам состоит также в том, чтобы возвращать их на место после окончания учебы — помимо того, что это, безусловно, сокращает время их поиска и, соответственно, не приводит к битуль Тора (Лев Элиягу, Берешит 273, Мишнат Раби Аарон 3, стр.19).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Такая форма учебы существовала давно. Принята она и сейчас — в частности, она занимает важное место в современных ешивах при изучении Талмуда. Слово хеврута — арамейское и означает оно «партнерство» Читать дальше

Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?

Рав Ашер Кушнир

Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо...

Хеврута

Йеуда-Лейб Аврех

Рав Бенцион Зильбер учится в хевруте с реб Довидом Бениашвили.

Программа «Талмуд онлайн» — учим Тору, не выходя из дома

Браха Губерман

В апреле этого года в офисе организации Толдот Йешурун прошла встреча преподавателей программы Талмуд он-лайн с руководителями Толдот Йешурун раввином Бенционом Зильбером и директором организации р.Авраамом Коэном, а также с представителями крупнейшего спонсора — фонда Вольфсона р. Менахемом Шульманом и р.Моше Менатом. Короткий очерк о программе и мероприятии предлагаем вашему вниманию:

Шем Олам 21. Учиться вместе с другими — более высокая ступень исполнения заповеди

Хафец Хаим,
из цикла «Шем Олам»

При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы