Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И праведнику недоступна та высота, какой достигает грешник своим раскаянием.»Раби Абау, Санедрин 99а

Если мы праведники, то что нам делать?

16 ноября 2011, 16:19

Отложить Отложено

Действительно, вопрос.

Рассказывал один раввин из ешивы Поневеж (Бней Брак). Пришел он к раву Шаху, главе ешивы (и тогдашнему руководителю всего поколения), – чтобы решить одну личную проблему.

Оказалось, что в это время в комнате рава Шаха заседают раввины. Обсуждается какая-то важная тема.

Он принялся ждать в прихожей. В этот момент в прихожую вошел раби Хаим Фридландер, известнейший талмудист, в жутком физическом состоянии (он сильно болел), который только что приехал из-за границы, где проходил медицинское обследование.

Рав Фридландер сел на стул, и наш раввин рассказал ему свою проблему. Они принялись ее обсуждать. Тем временем раву Шаху сообщили, кто прибыл, и он вышел из кабинета. Рав Фридландер подошел к нему и сказал в дверях несколько предложений. Рядом с ними стоял секретарь рава Шаха. Тот услышал – и тут же горько и громко заплакал. Все удивились. Рав Шах ответил несколько слов раву Фридландеру – и они расстались.

Потом тот раввин-секретарь рассказал, что рав Фридландер сказал раву Шаху, что только что вернулся из-за границы, где врачи объявили ему, что ему осталось жить не больше двух недель. (Здесь секретарь заплакал.)

И вот, он пришел к раву Шаху спросить: что ему надо делать в оставшиеся дни? На что обратить главное внимание?

Рав Шах ответил: займись самым главным – тикун-мидот, улучшай свои качества, другой возможности не будет.

И это было сказано раву Фридландеру, великому праведнику, по книгам которого мы и сейчас учимся!

** **

Тема: хорошие качества в человеке.

Впервые она появляется в Торе, когда Авраам заклинает своего слугу Элиэзера не брать жену для его сына из кенаанских девушек. Кенаанское общество той поры поощряло в человеке плохое начало, опирающееся на силу, а не на доброту. Тогдашнее поколение было требовательным, в нем не было ни на грош мягкости и терпимости. "Кто не с нами, тот против нас", "Кто не работает, тот не ест", "Если враг не сдается, его уничтожают" – лозунги как раз из той эпохи.

Кенаанские дети больше грызлись друг с другом, чем дружили. Жены обманывали мужей, мужья – начальников, те – власти, последние – народ. Люди не жили, а выживали. И считали свое общество самым лучшим в мире!

Вы часто целуете своих детей? А кенаанская мама целовала и обнимала свое чадо в лучшем случае раз в год по пятницам. Да и то – будто отбывала обязанность. Люди женились, заранее зная, что, скорее всего, им светит развод. Каждый подозревал каждого – во лжи, своекорыстии и прочих подвигах. Если смеялись – то лишь затем, чтобы обратить на себя внимание. Если помогали другу – то чтобы потом взять с него процент. Воровство было нормой, честность – признаком помешательства (фраеры!).

Любой мелочи требовали от государства. В ответ государство помогало гражданам по самой скупой мере – скармливало им обещания.

Речь была руганью, радость – пьяным буйством.

Поэтому из этого народа брать девушку в жену Ицхаку было нельзя.

** **

Это все – из видео-урока "Качества характера" на недельный раздел "Хаей-Сара", записанный на Толдот два года назад.

Оттуда же:

Важно знать: Всевышний любит тех, кто любит других людей (даже если их трудно полюбить). И не любит тех, кто других людей не любит (даже если есть за что их не любить).

Но в чем выражается Его любовь или нелюбовь? – В том, что тому, кого Он любит, Он дает жизнь, спасает его (как спас евреев во времена Эстер). А того, кого не любит, – не спасает, не дает ему жизнь (как поступил с поколением Потопа).

Поэтому скажем чуть иначе: любой человек ровно настолько живет – насколько любит других. И настолько мертв (настолько он не человек) – насколько других ненавидит.

Следствие: надо остеречься ненавидеть любого человека – даже очень и очень плохого. Это не значит, потакать ему, мириться с ним, – нет, будем бороться с ним, защищая себя. Но не дадим ненависти обосноваться в нашем сердце!

** **

Еще один рассказ.

Раби Зэлег Реувен Бэнгис (будущий глава суда в Иерусалиме) перед получением раввинского поста пришел советоваться к раби Нафтали Цви Берлину (Анецив) из Воложина. Он спросил мудреца и учителя: что надо сделать еврею, чтобы стать хорошим раввином?

Анецив ответил: "Мне известно, что ты знаешь весь Шас (Шесть разделов Талмуда, т.е. 20 огромных томов). И в законах ты разбираешься достаточно хорошо, я это вижу. Но знай, что главное – уметь ежедневно улучшать свои качества, постоянно стремиться быть хорошим человеком. Без этого нет раввина общины!

** **

От себя: мы уже говорили про три свойства настоящего раввина: (1) большой знаток еврейских законов, (2) очень добрый человек, (3) тот, в окружении кого нет плохих людей.

Для простого еврея достаточно второго и третьего. А к первому надо постоянно стремиться.

** **

За конспективность изложения, как всегда, прошу прощение. Времени в обрез. Возраст у меня не маленький, а до утра надо закончить перевод Гемары на первую Мишну Шестой главы трактата Бава-Мециа. И вас бросать не хочу – и Гемара жутко интересная. Да и обещал!

Теги: Видео-урок, То-сё, Недельный раздел