Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли женщина молиться в период ритуальной нечистоты?

Темы: Женщина, Синагога, Молитва, Нида, Тума

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый ребе! Скажите, пожалуйста, у нас в женском незамужнем кругу возник вопрос по поводу того, можем ли мы молиться в период ниды? Или понятие «нида» относится только к замужним? И, соответственно, как этот закон распространяется — только в синагоге или дома? Просто странно, ведь имя Всевышнего мы произносим каждый день, и в Кицур Шулхан Арухе написано: «Принято (это не алаха?), чтобы женщина в состоянии ниды до того, как она начинает отсчитывать чистые дни, не появлялась в синагоге и не молилась»… С уважением, М.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая М.,

Рама (Орах Хаим 88) приводит два мнения по вопросу о том, может ли женщина в период менструации заходить в синагогу, чтобы молиться. Речь идёт именно о том времени, когда у женщины собственно менструация, однако по всем мнениям ей можно заходить в синагогу в состоянии нида, если период менструации уже прошёл. Мишна Брура (6) приводит слова ахароним (поздних комментаторов) о том, что её отсутствие в эти дни выражает уважение к святости синагоги, но с точки зрения алахи запрета заходить в синагогу не существует, даже по «устрожающему» мнению. Поэтому, пишет Мишна Брура от имени ахароним, дома, по всем мнения, женщина даже в период менструации обязана молиться и произносить все благословления.

Автор Кицур Шульхан Аруха (153, 16) полагает, что закон установлен в соответствии с мнением, которое запрещает женщине в период менструации молиться в синагоге. Поэтому он пишет: «Принято, чтобы женщина в состоянии нида до того, как она начинает отсчитывать чистые дни, не появлялась в синагоге и не молилась. Только в дни раскаяния, то есть, начиная с первого дня чтения Слихот и далее, когда все собираются в синагоге и она очень расстроится, если не сможет пойти, — ей также можно прийти туда и помолиться; и также во всех подобных случаях, например, если она женит своего сына или выдает замуж дочь, или если она только что родила и ей пришло время идти в синагогу — она имеет право это сделать».

Однако Мишна Брура (7) пишет, что в наше время обычай следующий: женщины в период менструации заходят в синагогу, только им не следует смотреть на свиток Торы, когда его поднимают. И, поскольку Мишна Брура считается самой авторитетной книгой, изданной в последних поколениях, несомненно, верно следующее: женщина в период менструации может заходить в синагогу, чтобы молиться там.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Святость времени. Смысл законов ниды

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).