Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Одно из самых главных положительных качеств, которые надо воспитывать в себе всю жизнь. Сказано о пророке Моше, что он «был самым скромным (кротким) из людей, когда либо живших на земле (в прошлом и будущем)». А ведь Моше обладал высочайшими способностями, поскольку по своему желанию мог общаться с Самим Творцом. Он был ближе к Б-гу, чем остальные люди. И при этом прекрасно понимал, что всем, чего он достиг, обязан Всевышнему, а не себе.

Заносчивость, надменность — признак ограниченности ума, даже если это ум неординарного человека. Ведь иллюзии по отношению к собственной значимости и величию, эгоизм и тщеславие сужают кругозор и уводят от реальности, заставляя заниматься не делом, а поиском утверждения собственного авторитета в глазах других людей. Отсутствие скромности — тяжкий порок, в то время как ее присутствие в человеке — признак истинного величия. Мудрецы сравнивают Тору с водой: как вода течет сверху вниз, так и Тора дается лишь тому, кто скромен и кроток духом.

Мы говорили о скромности по отношению к людям — по-еврейски анава. Но есть другая скромность — внешнего вида, которая выражается в платье, прическе и пр.; она называется цниут. Несколько слов о ней.

У евреев не принято носить нескромную одежду. Особенно это касается женщин. Платье не должно открывать колени и локти. Никаких декольте! Ноги закрыты чулками. Замужняя женщина не выходит из дому с непокрытой головой. Многим эти правила кажутся излишне строгими, но поверьте, много веков евреи живут, соблюдая их, и никогда их среда не болела теми язвами, которые разъедают сегодня открытое западное общество. Вседозволенность убивает душу, не раскрепощая людей, а наоборот — делая их несчастными.

Нескромным считается любое уединение мужчины и женщины, если они не муж и жена (это правило не касается родителей и их детей). Под скромностью понимается также чистота речи, которая проявляется в том, что человек не позволяет себе грубых выражений, неприличных оборотов, двусмысленностей в словах.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

История еврейского народа 67. Политическое и экономическое положение евреев Германии после III крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии.