Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кто такие мидьяниты, и почему Всевышний повелел начать против них войну. Краткое содержание недельной главы и комментарии к ней.

Сегодня у нас война. Война с Мидьяном. Но прежде чем обратиться к недельному разделу с его военной темой, напомним общее содержание.

1) Клятвы, обеты, обещания, а также освобождения от них (Бемидбар 30:2—17). 2) Рассказ о войне евреев против страны Мидьян (вся 31 глава). Рассказ состоит из четырех «подглавок»: Пинхас, сын Элазара, во главе ополчения в 12 тысяч воинов — по тысяче от каждого колена ­разбивает мидьянскую армию и берет большие трофеи (31:1—20); указание «откашеровать» трофейные сосуды (31:21—24); судьба пленных (31:25—47); воинские пожертвования Храму (31:28—51). 3) Колена Реувена и Гада просят Моше разрешить им поселиться к востоку от Иордана (32:1—14); 4) Моше удовлетворяет их просьбу после того, как они соглашаются участвовать в общей войне по завоеванию Эрец Кенаан (32:15—32).

Первый стих главы: «И обратился Моше к руководителям колен сыновей Израиля, сказав: Вот что повелел Всевышний: человек, давший обет…» и дальше по тексту. Обратите внимание — «обратился к главам колен». Почему к главам? Разве заповедь исполнять все, что обещано, все, что вышло из уст, касается только руководителей?

За ответом обратимся к знаменитому раби Моше Соферу (1769—1839), автору сборника «Хатам-Софер», известнейшему талмудисту, главному раввину Пресбурга, в те времена венгерского города с немецко-еврейским населением (ныне Братислава, столица Словакии). Рав пишет: «Так заведено в мире: руководители, призванные быть примером для подданных, не скупятся на обещания народу, но не всегда их выполняют, а подчас вершат дела, прямо противоположные тому, в чем недавно клялись. Поэтому Тора особым образом обращается к ним, чтобы “не нарушали своих слов и выполняли все, что вышло из их уст”. Как видим, природа власти не изменилась со времен дарования нашему народу Торы. Вернее, не изменилась природа человека. (Но с момента дарования Торы изменился подход к природе человека: знайте, что вам свойственно не во всем держать свое слово, особенно это касается руководителей. Но теперь крепитесь — не изменяйте своим обещаниям и посулам!)»

Теперь несколько слов о войне с Мидьяном. «И ударили войском по Мидьяну, как было заповедано». В оригинале употреблен глагол, который можно перевести по-разному: пошли войной, начали воевать, осадили. Мидраш сообщает: «Разделились мнения толкователей. Мудрецы сказали, что осадили каждый город в стране Мидьян с четырех сторон, чтобы не убежали. По мнению раби Натана, осадили только с трех сторон — чтобы убежали и не было лишнего кровопролития». Добавим, еврейский закон согласился с раби Натаном. У Рамбама находим (в Законах о царях, 6:7): «При осаде города надо оставить одну сторону для выхода защитникам — чтобы спаслись те, кто хотят спастись. Это мы учим из Устной Торы».

Итак, если ты вынужден воевать, то и на войне не будь излишне жестоким. Но где в Устной Торе мы встречаем это правило?

Рав Барух Эпштейн из Пинска (автор замечательного комментария под названием «Тора Тмима»; убит немцами в 1942 году) пишет: известно из Иерусалимского Талмуда, что перед завоеванием Страны Кенаан, послал Йеошуа бин Нун такой ультиматум народам той страны: «Кто хочет уйти ­уйдите; кто хочет жить с нами мирно — живите (отказавшись от идолопоклонства); кто хочет воевать — воюйте». Племя Гиргаш ушло на юг, Гивьон поспешил заключить с евреями мир, остальные (31 племя) вышли на войну и были разбиты.

Но откуда Йеошуа бин Нун знал, что надо дать шанс желающим спастись? Из Торы, которая пишет: «И ударили войском по Мидьяну, как было заповедано». Разговор идет не о заповеди ударить по Мидьяну, а о том, КАК ударить по Мидьяну, какую использовать тактику. Письменная Тора намекает, что есть специальные правила ведения войны. Устная Тора конкретно нас с ними знакомит.

И еще добавляет рав Эпштейн: мнение раби Натана, что при осаде надо оставлять «форточку», основывается на здравом смысле, согласно которому не следовало осложнять евреям завоевание Кенаана. Запертый в тесной осаде противник всегда сражается с особым отчаянием. Никто не отдает свою жизнь без боя.

Наш народ не любит воевать. Нам во всех случаях дорога заповедь «не убивай» — даже когда мы вынуждены брать в руки оружие. Но и в этих случаях мы стараемся избежать лишних жертв. Так велит нам Тора…

И еще несколько слов на военную тему. Написано (31:8): «Билама, сына Беора, убили мечом». Воюя с мидьянскими царями, евреи лишили жизни попавшего в эпицентр битвы Билама, того самого, что в свое время пытался их проклясть, но против воли благословил. Раши дает интересное толкование: «Выступил против евреев и применил их оружие. Поскольку они побеждают словом — т.е. молитвой и просьбой, — пришел он и захотел проклясть их словом. Тогда и они поднялись против него, применив оружие, принятое у других народов, — т.е. убили его мечом. Ведь сказано про Эсава (про другие народы мира): “Своим мечом будешь жить”.»

На это заметил наш учитель Хафец-Хаим: из слов Раши учим, что наше оружие — речь, ею мы воздействуем на материальный мир и достигаем глубин мира духовного. Поэтому каждый из евреев должен быть осторожен в обращении со своим грозным оружием — с речью и словами, — чтобы не нарушить запрещенное, разнося хулу, злословие, сплетни или разбрасываясь невыполнимыми обещаниями. Кстати, именно темой освобождения от невыполнимых обещаний начинается наша глава.