Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все дни свои я рос среди мудрецов и не нашёл ничего, полезнее молчания, и основное — не рассуждения, а поступки, и многословному не избежать греха»Трактат «Авот» 1, 17
По материалам газеты «Истоки»

«И сказал Всевышний Моше (пророку Моисею): Войди к фараону…» Пойди к нему. На иврите — бо, войди. От этого слова — название нашей недельной главы — Бо.

О чем она рассказывает? О драматическом финале противоборства между фараоном, египетским правителем, не желавшим отпустить евреев, и Моше, который требовал, чтобы евреям была дарована свобода. Моше победил. Евреи, вчерашние крепостные государства, обрели свободу. И как они этой свободой распорядились? Выйдя из Египта, взяли на себя обязательство соблюдать заповеди Всевышнего. Зависимость от людей поменяли на зависимость от Творца мира. И больше никогда ни у кого из смертных не ходили в рабах!

Вплоть до нашей главы (всю первую книгу Торы, Берешит, и первые две главы второй книги Торы, Шмот) мы учили историю. Историю первой еврейской семьи — семьи Авраама, затем Ицхака, потом Яакова, его двенадцати сыновей, переселившихся в Египет и там размножившихся. Теперь текст Хумаша, Пятикнижия, полученного Моше, вводит нас в новую область — не истории, а законов, по которым, выйдя из Египта, будут жить евреи… Пора становиться народом. Пора получать Тору.

Первая заповедь Торы приведена в нашей главе: «Этот месяц (месяц выхода из рабства) будет для вас началом месяцев…» В ней говорится о том, что отныне евреи будут сами устанавливать начало каждого месяца.

Все заповеди, о которых мы читали до сегодняшней главы, такие как обрезание, давались частным лицам — нашим праотцам. Например, Аврааму было сказано (об этом мы читали в книге Берешит), чтобы обрезался он и все мужчины его дома, а также все его потомки мужского рода. Но теперь начинается собственно Закон, данный всему народу. Раньше, до получения Торы на Синае, можно было выбирать — обрезаться или нет (Эсав, сын Ицхака, внук Авраама, решил остаться необрезанным). После получения Торы, после того как евреи добровольно взяли на себя обязательство выполнять ее заповеди, нельзя быть необрезанным — это нарушение Закона!

Первые «статьи и указы» еврейского Закона начинаются с недельной главы Бо. Но почему не с первых строк первой книги Берешит?

Где вы видели кодекс законоположений, начинающийся с исторической преамбулы? Какая конституция сначала повествует о том, как, кем и когда она была принята, а потом приступает к списку статей и параграфов?

Этот вопрос задает великий комментатор Раши (1040-1105, Восточная Франция), разъясняя смысл первого стиха Торы: «В начале создал Всевышний небо и землю». Приводим перевод его необычайно интересного замечания, которым начинается знаменитый «Комментарий Раши на Тору».

Сказал раби Ицхак (отец самого Раши): надо было начать Тору не со слов «В начале создал…», а со стиха «Этот месяц будет для вас…», ибо (в этом стихе приводится) первая заповедь для еврейского народа. И какова причина того, что (Всевышний) начал со слова берешит (в начале)? Потому что сказано (в Теилим, Псалмах): «О могуществе Своих дел рассказал (Всевышний в Торе) Своему народу — чтобы дать ему то, чем владеют (другие) народы». (Это означает, что) если скажут народы мира евреям: «Захватчики вы, ибо силой присваиваете владения (живших в Эрец Исраэль до вас)!» — то евреи могут ответить: «Вся земля принадлежит Творцу. Он ее создал и дает тому, кому хочет. По Своему желанию дал им, по Своему желанию отобрал у них. И дал нам!»

Сам по себе комментарий требует объяснения. Из псалма следует, что причина присутствия в Торе «исторической» части — в том, чтобы знать, как отвечать другим народам, когда они захотят обвинить нас в захвате чужих земель. В Торе написано об Аврааме, о том как Всевышний обещал дать Святую землю его потомкам, о том, как то же обещание повторил всему народу, вышедшему из Египта. Это и есть наш документ!

Нам возразят: допустим, для евреев — документ. Но откуда следует, что и для остальных народов тоже? Тем более, для народов современных? Другими словами, вся проблема в том, чтобы другие народы, по крайней мере все «заинтересованные стороны», признали Тору документом.

Представьте, так и произошло — признали! Христиане — когда объявили нашу Тору святой книгой под именем Ветхий Завет. Мусульмане — когда провозгласили в Коране о святости Пятикнижия, полученного через пророка Мусу (Моше). Вроде, других претендентов на Землю Израиля пока нет.

Так написал Раши девять столетий назад, передав нам сведения, полученные им от своих учителей. Сегодня этот комментарий актуален как никогда: единственный документ на владение Эрец Исраэль — это Тора.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше