Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

В двух недельных главах книги Шмот — этой и следующей — рассказывается о египетских казнях, ударах, которыми Всевышний наказал египтян за то, что те не отпускали евреев. Казни осуществлялись по одной схеме: Моше приходил к фараону и просил отпустить евреев; фараон ему отказывал, тогда Моше предупреждал, что произойдет конкретное бедствие; правитель на угрозу не реагировал; Моше простирал над Египтом посох или руку — и бедствие происходило. После чего фараон слезно просил прекратить казнь. Затем все повторялось сначала.

Ударов было десять, и лишь про первые три говорится, что «в них участвовал» Аарон, брат Моше. «Сказал Всевышний Моше: Скажи Аарону: возьми свой посох и простри руку на воду египтян» (Шмот 7:19) — это первая казнь. Про вторую и третью написано почти теми же словами: «Скажи Аарону: простри свой посох и ударь по праху земли» (8:12).

Спрашивается, почему по воде и праху земли нужно было ударить Аарону, а не Моше? Ответ находим в Мидраше. Сказал Всевышний пророку Моше: разве справедливо, если удар по воде и земле будет нанесен твоей рукой? Ведь вода спасла тебя, когда ты, младенцем, плыл по Нилу в тростниковой корзинке (см.2:3), а земля укрыла труп египтянина, которого ты убил, когда увидел, что тот избивает еврея (см.2:12).

В другом месте Мидраша говорится, что Моше сам попросил, чтобы не он ударил по воде, а Аарон. Читаем: «Откуда египтяне берут воду для питья?» — спросил Всевышний. Ответил Моше: «Из Нила». Сказал ему: «Преврати ее в кровь!» Сказал: «Разве может человек, попив из колодца, бросить в него камень?»

Известный учитель нашей эпохи рав Элияу Деслер пишет, что отсюда мы учим, как важно для человека быть благодарным за добро всем, кто это добро для него совершил. Всем, даже неживой природе!

Нельзя относиться с пренебрежением ни к чему, чем мы пользовались, — ни к отслужившей мебели или одежде, ни к куску хлеба, что остался после обеда. Например, по отношению к еде существует такой закон (Орах Хаим 180:4), приводим его в прямом переводе: «Нельзя пройти над едой». Комментарий Раши (Ирувин 54): «Нельзя, обнаружив еду, которая валяется на дороге, пройти мимо и не убрать ее». А тем более нельзя бросать ее самому.

Возникает вопрос: разве хлеб или колодец чувствуют наше к ним отношение? О какой благодарности (или пренебрежении) к предметам неживой природы вообще идет речь?

Прежде чем попытаться найти ответ, обратимся еще раз к нашей главе — к казням кровью, жабами и насекомыми. Вроде бы наоборот, воду и землю надо было ударить! Что делают Моше и Аарон? Они совершают чудо: бьют по воде и по земле, природа их меняется — вода превращается в кровь, прах земли — в кусающих насекомых. Достигается цель Всевышнего: египтяне видят, что на стороне евреев стоит Творец мира. И в этом чуде участвуют вода и земля! Им бы радоваться — если б они могли… Так почему Моше противится их ударить?

Тора преподает нам урок. Оказывается, на качества человека влияет не только его разум, но и чувства. Путем размышлений он может прийти к осознанию необходимости улучшить те или иные свои мидот, качества души. Умный человек может стать лучше, приветливей, терпимей и т.д. Но мир ощущений влияет на качества души намного сильнее, чем способность к размышлениям. Все мы ведем себя так, как чувствуем. Поэтому, если кто-то не испытывает никакого чувства благодарности по отношению к неживой природе, которую использует, или более того — относится к ней с пренебрежением, — то в первую очередь он вредит своей душе, развращая ее и ослабляя. Высоконравственный человек пытается не получить, но дать; если же он получает, то испытывает при этом чувство благодарности к тому, от кого получает, и к тому, чем пользуется. Правило таково: ущерб в чувствах, которые мы испытываем по отношению к окружающему миру, приводит к урону в наших душевных качествах; в первую очередь разговор идет о чувстве благодарности.

Разум способен понять, что удар по воде Нила необходим с точки зрения общего плана мироздания; он, разум, смотрит в будущее. Но чувства живут настоящим, и природа человека противится такому отношению к воде: вчера она спасла тебя от гибели, а сегодня ты ее бьешь?

Если бы Моше согласился ударить по Нилу, он проявил бы душевную черствость. Как мы смогли бы учиться на его поступках? Этого нельзя было допустить, и Моше отказался.

Мудрецы сказали: «Кто не испытывает чувства благодарности к другим людям, рано или поздно начинает так же относиться и ко Всевышнему». Добавил раби Нахум Зеев из города Келем: у обоих этих чувств один корень, поэтому, если у кого-то ущерб коснулся его способности благодарить других, то он усомнится и в способности Всевышнего творить добро. А значит — не дай Б-г! — усомнится и в существовании Самого Творца.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. Вместе с ней была получена и устная традиция, которая передавалась устно от учителя к ученику, пока на каком-то этапе не была записана, кодифицирована. Читать дальше

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Обращение в нееврейский суд

Рав Давид Кантарович

На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию

Отношение раввинов к курению

Рав Шмуэль Алеви Вознер

Аллахическое постановление главы раввинского суда г. Бней-Брака

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Мишна Брура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Кицур Шульхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Шхита

Овадия Монасевич

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.