Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведники, воистину служащие Всевышнему, получают наслаждения Будущего мира уже в этом мире»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Хаей Сара
По материалам газеты «Истоки»

В двух недельных главах книги Шмот — этой и следующей — рассказывается о египетских казнях, ударах, которыми Всевышний наказал египтян за то, что те не отпускали евреев. Казни осуществлялись по одной схеме: Моше приходил к фараону и просил отпустить евреев; фараон ему отказывал, тогда Моше предупреждал, что произойдет конкретное бедствие; правитель на угрозу не реагировал; Моше простирал над Египтом посох или руку — и бедствие происходило. После чего фараон слезно просил прекратить казнь. Затем все повторялось сначала.

Ударов было десять, и лишь про первые три говорится, что «в них участвовал» Аарон, брат Моше. «Сказал Всевышний Моше: Скажи Аарону: возьми свой посох и простри руку на воду египтян» (Шмот 7:19) — это первая казнь. Про вторую и третью написано почти теми же словами: «Скажи Аарону: простри свой посох и ударь по праху земли» (8:12).

Спрашивается, почему по воде и праху земли нужно было ударить Аарону, а не Моше? Ответ находим в Мидраше. Сказал Всевышний пророку Моше: разве справедливо, если удар по воде и земле будет нанесен твоей рукой? Ведь вода спасла тебя, когда ты, младенцем, плыл по Нилу в тростниковой корзинке (см.2:3), а земля укрыла труп египтянина, которого ты убил, когда увидел, что тот избивает еврея (см.2:12).

В другом месте Мидраша говорится, что Моше сам попросил, чтобы не он ударил по воде, а Аарон. Читаем: «Откуда египтяне берут воду для питья?» — спросил Всевышний. Ответил Моше: «Из Нила». Сказал ему: «Преврати ее в кровь!» Сказал: «Разве может человек, попив из колодца, бросить в него камень?»

Известный учитель нашей эпохи рав Элияу Деслер пишет, что отсюда мы учим, как важно для человека быть благодарным за добро всем, кто это добро для него совершил. Всем, даже неживой природе!

Нельзя относиться с пренебрежением ни к чему, чем мы пользовались, — ни к отслужившей мебели или одежде, ни к куску хлеба, что остался после обеда. Например, по отношению к еде существует такой закон (Орах Хаим 180:4), приводим его в прямом переводе: «Нельзя пройти над едой». Комментарий Раши (Ирувин 54): «Нельзя, обнаружив еду, которая валяется на дороге, пройти мимо и не убрать ее». А тем более нельзя бросать ее самому.

Возникает вопрос: разве хлеб или колодец чувствуют наше к ним отношение? О какой благодарности (или пренебрежении) к предметам неживой природы вообще идет речь?

Прежде чем попытаться найти ответ, обратимся еще раз к нашей главе — к казням кровью, жабами и насекомыми. Вроде бы наоборот, воду и землю надо было ударить! Что делают Моше и Аарон? Они совершают чудо: бьют по воде и по земле, природа их меняется — вода превращается в кровь, прах земли — в кусающих насекомых. Достигается цель Всевышнего: египтяне видят, что на стороне евреев стоит Творец мира. И в этом чуде участвуют вода и земля! Им бы радоваться — если б они могли… Так почему Моше противится их ударить?

Тора преподает нам урок. Оказывается, на качества человека влияет не только его разум, но и чувства. Путем размышлений он может прийти к осознанию необходимости улучшить те или иные свои мидот, качества души. Умный человек может стать лучше, приветливей, терпимей и т.д. Но мир ощущений влияет на качества души намного сильнее, чем способность к размышлениям. Все мы ведем себя так, как чувствуем. Поэтому, если кто-то не испытывает никакого чувства благодарности по отношению к неживой природе, которую использует, или более того — относится к ней с пренебрежением, — то в первую очередь он вредит своей душе, развращая ее и ослабляя. Высоконравственный человек пытается не получить, но дать; если же он получает, то испытывает при этом чувство благодарности к тому, от кого получает, и к тому, чем пользуется. Правило таково: ущерб в чувствах, которые мы испытываем по отношению к окружающему миру, приводит к урону в наших душевных качествах; в первую очередь разговор идет о чувстве благодарности.

Разум способен понять, что удар по воде Нила необходим с точки зрения общего плана мироздания; он, разум, смотрит в будущее. Но чувства живут настоящим, и природа человека противится такому отношению к воде: вчера она спасла тебя от гибели, а сегодня ты ее бьешь?

Если бы Моше согласился ударить по Нилу, он проявил бы душевную черствость. Как мы смогли бы учиться на его поступках? Этого нельзя было допустить, и Моше отказался.

Мудрецы сказали: «Кто не испытывает чувства благодарности к другим людям, рано или поздно начинает так же относиться и ко Всевышнему». Добавил раби Нахум Зеев из города Келем: у обоих этих чувств один корень, поэтому, если у кого-то ущерб коснулся его способности благодарить других, то он усомнится и в способности Всевышнего творить добро. А значит — не дай Б-г! — усомнится и в существовании Самого Творца.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.