Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выход из Египта произошел преждевременно. Еврейский народ переживал духовное падение, и Творец осуществил обещание, данное Яакову.

Одним из ключевых моментов нашей недельной главы является погоня египтян за евреями. Рабы, которые обрели долгожданную свободу и опасались войск фараона, воочию увидели, как Всевышний утопил казавшиеся непобедимыми колесницы и их грозных всадников.

О корнях отношения Б-га к еврейскому народу пишет рабби Йосеф-Дов Соловейчик в книге «Бейт а-Леви». Он обращает внимание на следующие слова в главе «Ваигаш», которые Творец произнес, обращаясь к Яакову: «Не страшись спуститься в Египет, ибо народом великим сделаю тебя там. Я спущусь с тобой в Египет и Я возведу тебя, также возведу» (Ваигаш 46:3).

Чего именно опасался Яаков? Он ведь знал, что евреям уготовано изгнание, а потому нет смысла бояться неизбежного. Наш праотец боялся не изгнания, а его результатов: Египет был страной идолопоклонников и колдунов. Присутствующие там силы духовной нечистоты могли нанести потомкам Авраама невосполнимый ущерб. Поэтому Яаков предпочитал, чтобы изгнание проходило в другой, менее испорченной стране.

Всевышний обнадежил его — «Я Сам спущусь с еврейским народом в Египет. Твои опасения небеспочвенны — там сыны Израиля могут пасть духовно до такой степени, что еще миг, и выводить будет некого. И поэтому Я выведу их оттуда преждевременно, если в этом будет необходимость». На это намекают повторяющиеся слова «возведу тебя, также возведу».

Так оно и случилось. Вместо положенных 400 лет рабство длилось 210 лет. Этот 400-летний период можно было отсчитывать буквально, с момента прихода евреев в Египет. Но Всевышний начал отсчет с момента рождения Ицхака. Когда Творец увидел, что евреи находятся на низком духовном уровне и что если оставить их в Египте и дальше, не будет кого выводить, Он освободил их от пут фараона преждевременно.

Обещание спуститься в Египет вместе с народом Израиля Б-г дал не частному человеку, а целому народу. Всевышний незримой цепочкой соединил Свою славу и Свой статус со статусом евреев. В Иерусалимском Талмуде в трактате «Таанит» приводится следующая аналогия — человек боялся потерять ключ, и чтобы этого не произошло, привязал к нему цепочку. Так и здесь, когда евреи находятся на высоком уровне, они удостаиваются близости Всевышнего, и Его величие проявляется через чудеса, которые Он делает с нашим народом. Но когда евреи унижены, почет Б-га не проявляется столь открыто. Связав Свой почет и славу с положением еврейского народа, Б-г обеспечил евреям вечное существование.

Когда евреи расположились у Пи а-Хирот, Всевышний предупредил Моше о том, что произойдет в дальнейшем: «И крепким сделаю Я сердце фараона, чтобы он преследовал их, и Я Мою славу явлю через фараона и через все его войско, и узнают египтяне, что Я Г-сподь» (Бешалах 14:4). Фараон заранее подготовил армию для погони, сделал все нужные приготовления и позаботился об организационной части. Но после череды сокрушительных египетских казней фараон колебался, выйти ли ему на войну или нет. И тогда Творец ожесточил его сердце.

Как известно, Б-г наказывает грешников по принципу «мера за меру». Египтяне топили в водах Нила еврейских младенцев, поэтому и им самим была уготована аналогичная участь. Всевышний мог наказать преступников конвенциональным образом — при помощи гигантского наводнения, подобно тем, которые имели место в Таиланде и Пакистане. Однако Творец избрал иной путь для того, чтобы освятить Свое Имя и тем самым повысить духовный уровень народа Израиля.

Наши мудрецы отмечают, что чудеса, которые сделал Всевышний у Красного моря, превышали по своей значимости все египетские казни вместе взятые. В частности, море разошлось, и евреи благополучно прошли по суше. Конница фараона бросилась следом за ними и утонула. После разгрома египетского войска евреи получили в подарок невиданный по своей мощности пророческий дар. Мидраш рассказывает, что простая рабыня, которая находилась у вод Красного моря, увидела больше, чем Йехезкель, один из величайших еврейских пророков. «И узрел Израиль великое деяние, которое совершил Г-сподь над Египтом, и устрашился народ Г-спода, и поверили они в Г-спода и в Моше, Его раба» (Бешалах 14:31).


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше