Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Брак, Рамбам, Развод, Левиратный брак
356-я заповедь – запрещение возвращать прежнюю жену, если, получив развод, она уже побывала замужем за другим. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Если некто возьмет жену и... она не найдет благоволения в его глазах... и он напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из своего дома; и она... выйдет замуж за другого, и возненавидит ее и этот, последний муж, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из своего дома, или же умрет этот последний муж... не может ее первый муж, который отпустил ее, опять ее взять, чтобы она была ему женою... ибо это – мерзость перед Ашемом” (Дварим 24:1-4).
Преступивший этот запрет карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Йевамот (3б,11б-12а,44аб,69а,78а,88б,95а).
357-я заповедь – запрещение вступать в близость с йевамой (бездетной вдовой – см. Д 216-217). Данный запрет распространяется на всех, кроме брата умершего. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то пусть не выходит жена умершего за чужого человека, вне семьи” (Дварим 25:5).
Нарушившие этот запрет караются бичеванием – и он, и она.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Йевамот (13б,23б,53а,55б,97-100б,102б,114б).
358-я заповедь – запрещение мужчине, совершившему изнасилование и, согласно закону Торы, взявшему в жены жертву своего насилия (Д 218), разводиться с такой женой. И об этом речение Ашема: “Если же встретит кто девственницу, которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с нею, и застанут их, то пусть отцу девицы даст мужчина, лежавший с нею, пятьдесят сребреников, и ему будет она женою... не может он развестись с ней во все свои дни” (Дварим 22:28-29).
И это запрет, нарушение которого может быть исправлено выполнением заповеди “Делай”: “...и ему будет она женою”.
В трактате Макот (15а) так и разъяснено: нарушение этого запрета может быть исправлено выполнением соответствующей предписывающей заповеди. И там сказано: “Если он разводится с такой женой, то должен вернуть ее себе в жены – и бичеванием не карается. Но, если он коэн (а коэну запрещено возвращать жену, с которой развелся) – он карается бичеванием и не возвращает ее”.
И знай, что даже в случае, когда еврей (но не коэн) разводится с такой женой, но она умирает прежде, чем он успевает ее вернуть, или же выходит замуж за другого, – нарушивший запрет карается бичеванием, ведь он уже не может исправить свой проступок выполнением заповеди “Делай” – в соответствии с принципом, согласно которому наказание зависит от того, возможно ли выполнить исправляющую нарушение заповедь “Делай”.
Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот.
359-я заповедь – запрещение давать развод жене, после первой близости с которой муж ложно заявил суду, что не нашел следов ее девственности (Д 219). И об этом речение Ашема: “И ему будет она женою, не может он развестись с ней во все свои дни” (Дварим 22:19).
И нарушение этого запрета так же может быть исправлено выполнением заповеди “Делай”: “и ему будет она женою”. Закон, связанный с наказанием нарушителя бичеванием, подобен аналогичному закону о насильнике, который, в нарушение запрета Торы, развелся с изнасилованной им женщиной (НД 358) – и так указано в конце трактата Макот (15а). И там, а также в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.
Триста шестидесятая заповедь – запрещение мужчине, у которого половые органы повреждены так, что он не в состоянии произвести потомство, вступать в близость с еврейкой. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Да не войдет в общину Ашема тот, у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член” (Дварим 23:2).
И если такой мужчина берет в жены еврейку и вступает с ней в близость, он карается бичеванием.
Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (70а,75-76а,79б,81аб,83б).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?