Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты идолопоклонства.

1-я заповедь — запрещение верить в какую-либо иную божественную сущность, кроме Ашема, да будет Он превознесен. И об этом Его речение: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» (Шмот 20:3). И в конце трактата Макот (23б) разъяснено, что этот запрет входит в число 613-ти заповедей. Сказано там: «613 заповедей были сообщены Моше на Синае… Две заповеди — “Я — Ашем, твой Б-г” (Шмот 20:2) и “Да не будет у тебя других богов…” — они (евреи у горы Синай) слышали прямо из уст Всемогущего (а не через Моше)». И мы уже пояснили это в первой из заповедей «Делай».

2-я заповедь — запрещение создавать идолов для поклонения им, причем безразлично, совершается ли работа по изготовлению своими руками или идол заказывается другому изготовителю. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Шмот 20:4). И тот, кто преступает этот запрет, т.е. создает идола или заказывает для себя идола другому изготовителю, подвергается наказанию бичеванием (приговаривается судом к 39-ти ударам плетьми), даже если он еще не поклонялся созданному им или для него идолу.

3-я заповедь — запрещение создавать идолов для других, чтобы другие им поклонялись; и даже в том случае, если заказчики — неевреи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Литых богов не делайте…» (Ваикра 19:4). И сказано в Сифре (Кедошим 12): «“Литых богов не делайте” — даже для других». И там разъяснено, что тот, кто делает идола для себя преступает сразу два запрета Торы: он нарушает данный запрет создавать идолы своими руками (и даже для других), но, кроме того, он нарушает запрет иметь идола в своем владении (даже идола, изготовленного другим), как указано во второй заповеди, — поэтому он подвергается бичеванию дважды (дважды получает по 39 ударов).

Законы, связанные с выполнением этой и предшествующих ей заповедей, разъяснены в трактате Авода зара (43а).

4-я заповедь — запрещение создавать изображения человека и различных животных из металла, камня, дерева и других материалов, несмотря на то, что изображение создается не для поклонения ему. И это запрещено с целью отдалить человека от создания любых изваяний, чтобы не давать повод идолопоклонникам приписывать этим изваяниям мистическое влияние и силу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не делайте при Мне изваяний серебряных, и золотых изваяний не делайте у себя» (Шмот 20:23). И в Мехильте (Итро) разъяснено по поводу этого запрещения: «Чтобы не сказал человек: ведь я делаю эти изваяния просто для красоты, как принято в других странах, — Тора говорит: “…не делайте у себя”. Преступающий этот запрет подвергается наказанию бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — какие формы разрешено ваять, а какие запрещено, и каким образом дозволено делать разрешенные формы — разъясняется в третьей главе трактата Авода зара (42б-43б).

В трактате Санхедрин (7б) указано, что это речение — “Не делайте при Мне изваяний серебряных…” — включает также и иные запреты, не связанные с данной заповедью. Однако простой смысл этого речения — таков, как мы разъяснили, ссылаясь на Мехильту.

5-я заповедь — запрещение поклоняться идолам. И ясно, что понятие “идолы” включает в себя все объекты поклонения, кроме Ашема. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не поклоняйся им” (Шмот 20:5). И здесь не имеется в виду, что запрещено только “поклоняться”, но Тора упоминает лишь один из видов служения, подразумевая, что запрещено также приносить жертвы идолам и совершать воскурения перед ними. И тот, кто преступает один из этих запретов, — т. е. поклоняется идолам, приносит им жертвы, возливает на их жертвенник вино или совершает воскурение перед идолами — приговаривается к побиению камнями.

Сказано в Мехильте: “Приносящий жертвы богам — да будет истреблен” (Шмот 22:19). Наказание за нарушения запрета нам сообщено, но где же сам запрет? Тора говорит: “Не поклоняйся им” — в этом речении содержится и запрет приносить жертвы идолам. “Приносящий жертвы богам” — идолам, а не Ашему — подвергается наказанию даже в том случае, если жертвоприношение не является общепринятым видом служения данному идолу. И также совершающий — по отношению к идолам, а не к Ашему — любой из видов служения, подпадающих под этот запрет Торы, подвергается наказанию независимо от того, являются ли совершаемые им действия общепринятым видом служения данному идолу».

В этих словах Мехильты имеется в виду, что, поскольку эти четыре вида служения — поклонение, жертвоприношение, воскурение и возлияние вина на жертвенник — заповеданы нам по отношению к Ашему, да будет Он превознесен, каждый, кто совершает один из этих видов служения по отношению к идолам, подвергается побиению камнями, даже если совершенное им действие не является общепринятой формой служения данному идолу. Такое идолослужение называется «несвойственным» (Санхедрин 56б), т.е. нехарактерным для служения данному идолу.

И тот, кто намеренно совершает по отношению к идолу один из четырех указанных видов служения, приговаривается судом к побиению камнями — если имеются все необходимые условия для вынесения приговора (показания двух свидетелей и т.д.). Но если об его преступлении не становится известно суду, он карается «отсечением души» (карет). Если же такой проступок совершается неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.

И также тот, кто признает какого-либо идола своим богом (сказав: «Ты —мой бог»), приговаривается к побиению камнями.

И этот запрет совершать любое из указанных четырех видов служения по отношению к идолам — даже «несвойственным» способом — повторен еще в одном Его речении: «И не забивайте более жертв своим демонам» (Сифра, Ваикра 17:7).

В трактате Зевахим (106а) разъяснено, что этим речением запрещается забой скота для принесения в жертву идолу, даже если служение этому идолу и не требует такого забоя. Сказано там: «Откуда известно, что забивающий животное в жертву Меркулису, подлежит наказанию (несмотря на то, что Меркулису вообще не приносят жертв — Раши)? Из слов Торы: “И не забивайте более жертв своим демонам”». И поскольку этот стих не нужен для того, чтобы запретить особые пути служения, свойственные каждому из отдельных видов идолопоклонства, ведь уже написано: «Берегись… чтобы не искал ты их богов, говоря: “Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать” (Дварим 12:30), мы делаем вывод, что этот стих изречен, чтобы запретить “несвойственные” виды служения». Поэтому намеренно преступивший этот запрет карается «отсечением души» или побиением камнями, ведь написано: «Приносящий жертвы богам — да будет истреблен», а нарушивший запрет неумышленно — приносит жертву, как мы уже указали.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (60б-63а).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. Вместе с ней была получена и устная традиция, которая передавалась устно от учителя к ученику, пока на каком-то этапе не была записана, кодифицирована. Читать дальше

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Обращение в нееврейский суд

Рав Давид Кантарович

На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию

Отношение раввинов к курению

Рав Шмуэль Алеви Вознер

Аллахическое постановление главы раввинского суда г. Бней-Брака

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Мишна Брура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Кицур Шульхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Шхита

Овадия Монасевич

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.