Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли быть назиром в наше время?

Темы: Запреты, Заповеди, Назир, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Ув. Рав Зильбер! У меня несколько вопросов:

1. Можно ли в наше время принять назирут?

2.А если кто-то принял назирут в наше время, считается ли он назиром?

3. Правда ли назир освобожден от заповеди Тфилин?

Заранее спасибо, хаг Самеах! Замир, Баку

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Замир!

У еврейского народа есть традиция поколений. Есть раввины, есть великие люди поколения, с которыми советуются, и за ними идёт весь еврейский народ. Есть традиция ашкеназских евреев, сефардских, йеменских и т.д. У каждой из общин есть раввины, за которыми идёт еврейский народ. Ни в одной общине не слышали про нэзирим. (Была одна странная история: один человек в Иерусалиме в прошлом поколении, коэн, был назиром. Между прочим, коэн всё равно должен остерегаться осквернения от мёртвого тела. Единственная такая история за много поколений только подтверждает правило). Много, много поколений в еврейском народе никто это не делал.

Когда стоял Храм, были нэзирим. Человек мог принять нэзирут на 30 дней или на какой-то другой срок, потом принести жертвы и этим закончить период нэзирута. Тогда это была нэзирут-тоора, нэзирут в чистоте, люди были ритуально чисты. В настоящее время мы все тмеим — ритуально не чистые. Мне кажется, что духовный уровень назира — это именно назир бэ-тоора, назир в чистоте, назир бэ-тумъа — это запреты назира, но не высокий уровень назира.

Если кто-то в наше время принял нэзирут, он стал назиром. Но он должен знать несколько правил:

Во-первых, его нэзирут, пока Храм не построен, — вечный. Ведь нет Храма, чтобы он мог завершить свой нэзирут.

Во-вторых, есть спор Рамбама и Раавада (в конце второй главы Законов нэзирута). По мнению Раавада, нельзя быть назиром в наше время. (Раавад считает, что стать назиром, будучи нечистым, поставить себя в такое положение — нельзя). Мнение Рамбама, что это возможно, но ставший назиром должен немедленно приехать в Землю Израиля. И понятно, что по Рамбаму ему больше нельзя выезжать за пределы Земли Израиля.

В-третьих, как этот человек будет делать Кидуш и Авдалу? Ведь ему нельзя пить ни вино, ни виноградный сок. Будет выполнять мицву, слушая, как это делает кто-то другой? Или будет делать Кидуш на халы, а Авдалу на пиво? Между прочим, не все раввины считают, что пиво тут, в Израиле, может считаться хамар-мединэ — местным напитком.

В-четвёртых, как он выполнит заповедь выпить четыре бокала в ночь Пасхального Сэдэра? А их должен выпить каждый еврей.

В-пятых, назир должен остерегаться осквернения от умершего. Как мы уже писали, ему нельзя быть вне Эрец-Исроэл. Он должен остерегаться дотронуться до умершего или оказаться с ним под одной крышей точно так же, как коэн. А коэну в Эрец-Исроэл, как считают раввины, нельзя заходить в больницы — может, там находится умерший или части мёртвого тела. Только в случае опасности для жизни отодвигаются почти все запреты, в том числе и запреты коэна. Есть дороги в Земле Израиля, по которым коэну нельзя ездить. Они проложены на еврейских могилах.

Так зачем человеку подвергать себя опасности нарушить такие суровые запреты? Зачем ставить себя в такое положение, когда нельзя выполнить как надо заповеди Кидуша и Авдалы, выпить 4 бокала в Пасхальный Сэдэр? Чтобы нельзя было навещать больного в больнице, выполняя таким образом заповедь бикур холим (посещения больных)?

Если кто-то принял нэзирут в наше время, он обязан соблюдать его законы. Лучше всего ему прийти к трём серьёзным знатокам Торы и снять с себя этот обет.

Нигде не написано, что назир освобождён от заповеди тфилин. Это не больше чем выдумка. Он обязан выполнять все заповеди Торы, как все другие евреи.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Зарок назорея

Материалы по теме


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше