Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Обет

Что такое обет, или, на иврите, недер, и почему религиозные евреи часто говорят фразу «бли недер?»

Оглавление

Общие сведения ↓

Обеты в Танахе ↓

Нежелательность обетов ↓

Виды недарим ↓

Принятия обетов ↓

Разница между обетом и клятвой ↓

Отпущение обетов — «атарат недарим» ↓

«Месират модаа» ↓

Обычай говорить «Бли недер» ↓

Общие сведения [↑]

Обет — на иврите Недер (во множ. недарим) — устно провозглашенное обещание оградить либо обязать себя в каком-либо действии. Примером классического Недера является фраза: «такой-то плод будет мне запрещен».

Об обязанности исполнять взятые на себя обеты или клятвы говорится в главе Матот (Бемидбар 30:3): «Если возьмет человек на себя обет…или клятву… так как сказал, пусть сделает».

В отличии от клятвы, где запрещается непосредственно действие человека, Недер запрещает только конкретный объект. Запретить действие с помощью недера возможно только обусловив запрет предмета или вещи, в случае неисполнения обещанного действия, например, «такой-то плод будет мне запрещен, если я сделаю или не сделаю так-то и так-то».

Тора повелевает исполнить взятое обязательство принести жертвоприношение при первом же паломничестве в храм в один из трех праздников — Песах, Шавуот, Сукот. Задерживать жертву дольше трех паломничеств запрещено отдельной заповедью «не задерживать обещанную жертву» (Дварим 23:22).

Законам недарим посвящен специальный трактат Вавилонского Талмуда с одноименным названием — «Недарим».

Обеты в Танахе [↑]

Первый обет, упоминаемый в Торе — это обет праотца Якова, обещанный им по пути в Харан (Берешит 28:20-22): «И взял Яаков на себя обет: если будет со мной Б-г и будет оберегать меня…, от всего что дашь мне, отделю десятину Тебе». Мидраш указывает, что по возвращению Яаков полностью исполнил взятый на себя обет, посвятив даже среди сыновей колено Леви исключительно на службу Б-гу.

Другой пример Недарим из Танаха завершился трагедией. В книге Шофтим (11:30-40) повествуется об обете судьи Ифтаха, заручившегося в случае победы над войском Амона принести в жертву первого вышедшего к нему на встречу, подразумевая пригодное к жертве животное. Но первым встречным оказалась его единственная дочь. Талмуд осуждает поступок Ифтаха, а Мидраш Раба (Берешит 60:3) считает, что первосвященник Пинхас, живший в те дни, мог освободить Ифтаха от этого обета, и лишь из-за глупой гордыни обеих сторон это не было сделано. Согласно мнению Мидраш раба, обе стороны понесли наказание за невинную смерть девушки.

Нежелательность обетов [↑]

Несмотря на то, что может показаться, что дополнительные запреты и ограничения способствуют духовному росту человека, тем ни менее мудрецы Талмуда выражают крайне отрицательное отношение к принятию запретов, несущих аскетический характер.

Талмуд в трактате Недарим 22а, приравнивает принятие недера к жертвоприношению за пределами Храма, что строго запрещено. Это сравнение выражает суть негативного отношения к недарим: приносящий жертву вне Храма считает, что совершает действие желанное Б-гу. На самом же деле, жертвоприношение уместно только лишь в Храме, в других же местах это строгий запрет. Так же и в отношении недарим: угнетающий свое тело с помощью запретов и клятв считает, что тем самым духовно приближается к Б-гу, но на самом деле совершает абсолютно обратное действие (Ран там же).

Иерусалимский Талмуд резюмирует подход мудрецов риторическим вопросом: «разве недостаточно того, что тебе запретила Тора?».

Согласно нашим мудрецам, основная функция недарим — это помочь каждому конкретному человеку преодолеть свои индивидуальные слабости и наклонности с помощью ограничения от предметов желания и ситуаций, которые естественным образом ведут к нарушению запрета. Об этом сказано: желающий отдалить себя от прелюбодеяния пусть оградит себя от вина.

Виды недарим [↑]

  • Нидрей исур — обеты, несущие запретительный характер. Примером такого вида недарим являются фразы: «Беру на себя недер не есть такой-то плод» или «такой-то плод запрещен мне как жертва».
  • Нидрей экдеш — священные обеты, представляют собой зарок принести жертву либо пожертвовать имущество на нужды храма.
  • Нидрей незирут — принятие незирута, выражается в запрете употребления вина и винограда, а также в запрете стричь волосы и оскверняться ритуальной нечистотой.
  • Нидрей цдака — обещание пожертвовать деньги на нужды цдаки.
  • Нидрей мицва — зарок исполнить заповедь, исполнение которой не является обязательной. Пример такому виду недера приводиться в Гемаре Недарим 8а: «беру на себя выучить столько-то» — обязан выучить по закону «недера».
  • Нидрей таанит — принятие поста.

Принятия обетов [↑]

Нет особенной словесной формулы, необходимой для того, чтобы обет вступил в силу, достаточно указать предмет запрета и возвестить о его запрете.

Имело место приравнивание предмет запрета к жертвоприношению, что означало, что так же как жертва запрещена в получении удовольствия, так и данный предмет запрещен в получении любого вида удовольствия, например, «то-то будет мне запрещено как жертва» либо «это для меня как жертва».

Внушительная часть трактата Недарим посвящена «кинуей недарим» и «ядот недарим» — фразам, где человек не договорил полностью фразу недера (но при этом ясно, что имелось в виду), либо для скрепления запрета использовал синонимы или жаргон, обозначающие жертвоприношение.

Запретительные обеты (нидрей исур) вступают в силу только после провозглашения об этом вслух. Мысленный запрет обетом не считается.

В отношение нидрей цдака существует спор законодателей, может ли он быть принят мысленным решением.

Если еврей делает какое-либо хорошее дело (анага това) три раза подряд, или делает его даже один раз, намереваясь продолжить поступать так и в дальнейшем, это также считается обетом (Йоре Деа, 214).

Разница между обетом и клятвой [↑]

Клятва запрещает действие человека (Исур гавра), но не сам предмет запрета, недер же запрещает объект, но не действие (Исур хэфца). Поэтому человек не в праве запретить свое имущество другим с помощью клятвы, т.к. не имеет контроля над действиями других. Но с помощью недера можно запретить свое имущество другим, т.к. запрет ложиться на сам предмет, владение над которым дает право запрещать или разрешать его в использовании другим.

Отпущение обетов — «атарат недарим» [↑]

Устная традиция предусматривает возможность отменить взятые обеты и запретительные клятвы с помощью специальной процедуры Освобождения от обетов, проводимой в присутствии трех ученых евреев, среди которых могут быть и родственники (кроме мужа).

В рамках данной процедуры желающий отпустит недер должен рассказать суть запрета и причину, по которой он решил отменить взятый на себя запрет. Присяжные должны найти причину — «петах», из-за которой просящий не брал бы на себя обет изначально. Такой способ отмены аннулирует обет ретроактивно.

В преддверии Рош аШана и в вечер Йом Кипура в молитве «Коль Нидрей» принято делать коллективное отпущение обетов и клятв, без конкретизации взятых на себя запретов. Данная процедура разрешает только обеты принятые не осознанно, либо те, о которых человек уже забыл.

Изнуряющие обеты и клятвы замужней женщины, требуют молчаливого согласия мужа и могут быть сняты в одностороннем порядке в день, когда ему стало об этом известно. Тот же закон действует в отношении несовершеннолетней дочери и отца.

«Месират модаа» [↑]

После основного текста «атарат недарим», которое делают перед Рош аШана и Йом Кипур, молящиеся провозглашают зарок на будущее (Месират модаа), что все обеты, клятвы и хорошие дела будущего года будут «бли недер», т.е. без обязательства.

Обычай говорить «Бли недер» [↑]

В Шульхан Арухе (Йоре Деа, 203:6) указывается, что любое объявленное намерение исполнить какое-либо либо хорошее дела считается Недером. Вследствие этого развился обычай добавлять ко всякому проговорённому замыслу либо обещанию ограничительную фразу «бли недер» («не давая обета»).

Наш учитель рав Ицхак Зильбер в своей книге «Беседы о Торе» описывает страшные наказания, которые могут постигнуть человека, напрасно произносящего обеты и клятвы — читать этот отрывок можно здесь.

Выводить материалы