Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда, согласно Писанию, с народом Израиля будет заключен новый завет?

Темы: Танах, Пророчество, Брит мила, Обет, Овадья Климовский, Союз с Б-гом

Отложить Отложено

Доброго времени суток, ув. рав! Скажите, пожалуйста, когда, согласно Писанию, с народом Израиля будет заключен новый завет? Или тот завет, который был заключен при выходе из Египта, вечен и не будет изменен? Заранее благодарю! Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

Спасибо за Ваш вопрос. Прежде всего, заметим, что точнее было бы переводить слово брит как «союз». Иногда удобнее перевести его как «завет», в смысле — «завещание», «наставление», но при сохранении смысла «договор, скрепленный клятвой».

Союз Израиля с Б-гом нерушим, и об этом неоднократно говорится у пророков. В Торе об этом сказано в книге Ваикра — даже в тяжелейшем изгнании, когда Всевышний гневается на Свой народ, Он не покидает их совсем, как сказано: «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, нарушив союз (завет) Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их» (Ваикра 26:44).

А в книге Берешит, в главе Ваеце (28:15), есть такие слова: «…Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе». По мнению большинства комментаторов, эти слова сказаны праотцу Яакову и означают, что Всевышний не оставит его, пока не приведет вновь в Землю Израиля и не выполнит всего, что обещал Аврааму, Ицхаку и самому Яакову, — что их потомки унаследуют эту землю и будут жить на ней в мире и безопасности. Таким образом, Яаков получил обещание, что лично его Всевышний не покинет в течение всей его жизни. Однако интересно замечание Радака, который именно в этом стихе усматривает обещание не покидать и всех потомков Яакова. А рав Хаим Палтиэль, один из комментаторов эпохи раннего средневековья, задается вопросом: неужели Всевышний имел в виду, что, выполнив обещание, данное Яакову, Он оставит его? И дает простой ответ: бывает такое «до» (написанное там буквально переводится «до тех пор, пока не сделаю»), которое не предполагает прекращения того, о чем шла речь, «после», как, например, в стихе: «А милость Г-сподня во веки веков над боящимися Его…» (Теилим, 103:17). В этом случае, разумеется, слово «до» («עד», так на иврите будет «навеки» — ад олам, ср. «до века») используется не в значении ограничения. Так и здесь — Яакову было обещано, что Всевышний никогда не покинет ни его самого, ни его потомков. А Сфорно напрямую связывает стих из Ваикра со стихом из Ваеце. Получается, что обещание не оставлять еврейский народ даже в случае, если придется их строго наказывать, было дано еще Яакову персонально.

Однако здесь следует объяснить известные слова пророка Ирмияу (в главе 30), которые зачастую толкуют неправильно и которые, очевидно, послужили основанием для Вашего вопроса. Приведем перевод этого отрывка: «(30) Вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — когда с домом Израиля и с домом Йеуды Я заключу новый союз. (31) Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, — сказал Г-сподь; — (32) А такой союз, какой заключу Я с домом Израиля после тех дней: —сказал Г-сподь, — вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом».

Так пророк Ирмияу передает еврейскому народу обещание Всевышнего о том, что Он в конце дней заключит с евреями еще один союз. На самом деле Б-г неоднократно заключал с народом Израиля союз, чтобы усилить приверженность евреев к Его Торе и заповедям. Только о выполнении заповеди брит-мила (обрезания) было заключено 13 договоров — чтобы придать ей особое значение. Однако эти договоры неоднократно нарушались, к сожалению, что и привело к многочисленным бедам. Обещание же, которое передает пророк, содержит в себе особый элемент — этот, новый договор уже НИКОГДА не будет нарушен, в отличие от предыдущих. Но нигде не сказано, что «пункты договора» будут иными. Наоборот, в следующем же стихе, 32-ом, Творец говорит «и вложу я в них Мою Тору», говоря о Торе, как об уже известной, а не как о «новой». Речь идет лишь о том, что в грядущие времена еврейский народ уже не будет нарушать Тору и разрывать союз со Всевышним. В этом — особенность нового союза.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Что такое пророчество?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.

Можно ли произносить текст освобождения от обетов и клятв на русском языке?

Рав Бенцион Зильбер

Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.

О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"

У меня украли 400 долларов, отложенных для десятины. Я должен снова отделить эти деньги?

Рав Яков Шуб

С какого момента заповедь отделять десятину считается выполненной?


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше