Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказали древние мудрецы: “В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем” (Брахот 34 б)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2
Мудрецы Торы устанавливают запреты, тонко разбираясь в людских слабостях. Точно так же, как змеиный укус в пятку оказывается смертельным, так и нарушение субботы приводит к духовной деградации.

Из-за многих грехов наших некоторые люди, халатно относящиеся к Торе, не видят ничего страшного в том, чтобы попросить нееврея согреть им самовар в субботу. Как велико преступление это! Ведь даже если нееврей кипятит воду для себя самого, но еврей понимает, что тот собирался поделиться и с ним, — запрещено пить эту воду! Даже если еврей проследит за тем, чтобы нееврей воспользовался этой водой первым (так что будет казаться, что он готовил только для себя. — Прим. пер.), — раз вода была приготовлена для них обоих, ничего не поможет. Если еврей велел нееврею согреть самовар: он нарушил сначала запрет просить, а затем — запрет пить. И не важно, что просьба была высказана накануне (а не в саму субботу. — Прим. пер.). Все это объясняется в Шулхан Арухе, 276, 306.

И слышал я чудесную историю об этом, переданную от имени Магари Айзика из Субалька (благословенная память праведника). Он разъяснял высказывание мудрецов Талмуда: «Того, кто проламывает стену, ужалит змея». Он говорил, что речь идет о том, кто проламывает установленную мудрецами «ограду для Торы». Объясняется это высказывание вот как.

Если спросить у человека, нарушающего запрет мудрецов, почему он поступает так, он ответит: «А что я сделал? Я ведь не нарушил запрета Торы!» Но на самом деле он ошибался. Всякий раз, когда мудрецы Талмуда устанавливали новый запрет, они делали это потому, что видели своими зоркими глазами, что без такого запрета еврей придет в конце концов к нарушению запрета Торы. Поэтому-то и наказание этому человеку определено именно такое: укус змеи. Змея же кусает только за пятку, и даже если бы она откусила ее всю, то есть от щиколотки и ниже — жизнь человека не подверглась бы никакой опасности. Но мы прекрасно знаем, что от змеиного укуса человек умирает, яд доходит от пятки до самой головы.

Так же и здесь: начинается с нарушения запрета мудрецов, а кончается нарушением запрета Торы. То же самое видим мы и в нашем случае: те люди, которые нарушают запрет, данный мудрецами (которые запретили просить нееврея совершить действие, запрещенное еврею в субботу. — Прим. пер.), в конце концов приходят к нарушению запрета, за который полагается побиение камнями (то есть запрет Торы, связанный с субботой. — Прим. пер.). Начинают они с того, что говорят нееврею: «Приготовь самовар в сенях, а нам принеси сосуд для заварки и поставь на стол». С течением времени, когда они привыкают к этому, начинает им казаться, что вопрос решен: соблазняет их злое начало попросить нееврея поставить самовар на стол, а чайник для заварки они поставят на него сами. Сколько же запретов Торы при этом будет нарушено! Вначале, когда еврей поставит заварочный чайник сверху на самовар, он нарушит запрет «варить» и запрет «тушить», так как угольки в самоваре слегка пригаснут. (Сказали мудрецы Талмуда: Тот, кто забирает масло из светильника, нарушает запрет «тушить», несмотря на то что свет ослабнет лишь чуть-чуть. — Прим. сост.) А после этого каждый раз, когда еврей будет снимать заварочный чайник с самовара, он будет нарушать запрет «зажигать», потому что из-за его действия угли станут разгораться. (И эта ситуация соответствует описанной в трактате Критот, 20: «Тот, кто ворошит угли, виновен в нарушении запрета “зажигать” и запрета “тушить”, так как заставляет потухнуть верхние и загореться — нижние». — Прим. сост.) Человек, делающий это сознательно, считается «полным злодеем», его свидетельство и его клятва не принимаются, он отрезает душу от Земли Жизни, и имущество его в конце концов исчезает в наказание за это — так говорится в уже упомянутом трактате.

И даже если человек видит, что этот отвратительный обычай — просить нееврея ставить самовар в субботу — распространился среди многих, Б-же упаси его учиться их делам. Сказано в Писании: «Не иди за большинством, чтобы делать зло», и мудрецы объясняют этот стих так: «Не следуй дурному обычаю, даже если многие придерживаются его».

Шем Олам, 6


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.