Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Один весьма состоятельный человек, владелец огромного предприятия, полностью отдалился от всех суетных дел, посвятив себя лишь изучению Торы Б-га; лишь этим занимался он денно и нощно. Собрались к нему все его братья, все его родственники, желая вернуть его к прежнему образу жизни, но не склонил он уха своего к ним; в конце концов его оставили в покое.

И тогда люди, знавшие его по прошлому как великого коммерсанта, поинтересовались: что же пришлось ему сделать с собой, чтобы не дать семье себя уговорить? И воскликнул он: «Мысли мои были заняты высказыванием мудрецов Талмуда: “Тора может удержаться лишь в том, кто убивает себя ради нее”; а “человек, который убивает себя” означает — такой человек, который как бы уже умер. Как же это может быть?»

А вот как. Он должен представить себе, что уже завершил все дела, которые в силах был завершить, и что в этих делах прошли все дни его жизни. И вот привели его на Суд к Царю всех царей, Святому, благословен Он, и стали винить в том, что он потратил все свое время впустую, ни на что. И вынесен был ему обвинительный приговор. Тут закричал он: «Несчастный я! Горе мне, всю жизнь думавшему о зле и занимавшемуся злом!» А теперь представьте себе: что было бы, если бы ему разрешили снова спуститься в нижний мир и исправиться? Конечно, он не потерял бы отныне напрасно ни одной минуты, никакого интереса не проявляя к домашним делам!

А раз так, пусть человек вспомнит о том, что по грехам его давно уже полагалась ему кончина. И если бы после нее Святой, благословен Он, проявил к нему огромное милосердие, предоставив возможность исправиться, — сразу понятно, что не упустил бы он этой возможности, не потерял бы напрасно ни минуты. Но ведь гораздо больше милосердия проявил к нему Вс-вышний, продлевая дни его жизни и позволяя раскаяться при жизни! Значит, тем более следует поторапливать себя, направляя все усилия на раскаяние в грехах и на постоянное изучение Торы, и уж, самое меньшее, нужно установить себе постоянное время для изучения Торы — и не обращать ни малейшего внимания на тех, кто пытается этому воспрепятствовать.

Шмират гa-Лашон, З, 4


Люди отличаются друг от друга своим душевным складом. Один человек склонен гневаться и всегда сердит; а другой человек всегда спокоен и не сердится никогда, или сердится один раз за много лет. Читать дальше

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Пути праведников. Любовь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек направляет свою любовь к добру, она выше всех иных свойств

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.