Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Благодарность, Материальность
Говорится в Сифри: «Как награда за изучение Торы более велика, чем за любую другую заповедь, так и наказание за пренебрежение изучением Торы больше, чем за любое другое преступление». И говорится в трактате Авот: «Сказал рабби Йегошуа бен Леви: Каждый день с горы Хорев раздается голос, провозглашающий: “Горе людям из-за обиды, причиненной Торе (,..)”». А в святой книге Зогар утверждается, что будущий день Суда, о котором сказано: «Вот день приходит, пылающий, как печь…» — это день, когда Моше-рабейну взыщет за обиду, причиненную Торе, и что именно это подразумевает Мишна в словах: «Горе людям из-за обиды…» Ведь на самом деле Торе, основа святости которой — выше всех миров, как всем известно, очень обидно, когда люди — всего лишь материальные создания, взятые из праха и возвращающиеся в прах, — отделяются от нее.
И сказано в книге Маалот гa-Тора, что должен человек представить себе: если бы человеку самого низкого положения предложили поступить на службу к величайшему царю, причем служба эта столь почетна, что исполняют ее самые знатные жители этого царства, — конечно, возрадовался бы этот человек радостью великой, неописуемой! И не важно, что никакой награды за работу ему не обещали бы. И уж во всяком случае, не стал бы этот человек искать способа избежать возможности послужить царю.
И насколько же больше должен человек радоваться тому, что удостоился он изучать святую Тору, которая есть любимое постоянное занятие всех ангелов и с которой не расстаются праведники в раю; и уж никак невозможно, чтобы старался он уклониться от этого. И сказали мудрецы Талмуда, что, когда человек занимается Торой, обступают его ангелы, созданные звуками его уст, насколько хватает взгляда; он же — посреди них! Ясно теперь, почему так велико наказание оставляющему Тору, почему сказано о нем: «Оставившие Б-га будут уничтожены». Стыд! Позор! Что станет он делать, когда призовут его к ответу? Да можно ли измерить его наказание? Ведь как велика награда, так велико и наказание тому, кто отрекается от нее!
И пусть задумается он еще вот над чем. Предположим, что царь, великий и грозный, увидел человека, валяющегося в куче отбросов, покрытого коростой и страдающего всеми возможными недугами, испытывающего нужду буквально во всем. И чем-то полюбился ему этот человек, и велел царь смыть с него всю грязь, и стал пользовать его, пока не превратился он в пышущего здоровьем красавца. Тогда одел его царь в бесценные одежды и украсил его великолепными самоцветами и перлами; передал он ему всю свою казну и объявил повсюду, что все в этом царстве должны его слушаться; отдал он ему в жены свою дочь и вознес над всеми министрами и слугами… И в конце концов повелел он всем своим самым именитым подданным прислуживать ему в дорогих одеяниях, исполняя все его прихоти. И вот этот человек, облаченный в царские одежды, увенчанный драгоценными жемчугами, перед которым выступает вся знать страны, освещая ему факелами дорогу, именно сейчас этот человек заметил малышей, возящихся в грязи и играющих подобранными на дороге камешками! Позавидовал он им и захотел к ним присоединиться; сбросил он с себя богатое платье, презрел наслаждения, до которых поднялся, оставил князей, шествующих перед ним, — и тоже влез в грязь, измазался с ног до головы, так что стал выглядеть совсем как раньше. Не безгранично ли наказание этому человеку, который пренебрег почестями, оказанными ему царем и его подданными, и замарал свои драгоценные одежды?
Смысл притчи понятен: насколько же неизбежно и приуготовлено наказание тем, кто пренебрегает Торой, оставляя ее, чтобы возиться в грязи суетных занятий этого мира. (Здесь завершаются слова, взятые из книги Маалот гa-Тора. — Прим. сост.)
И это поможет нам понять сказанное мудрецами Талмуда (Брахот, 5): «Если человек имел возможность заниматься Торой, но не сделал этого — Святой, благословен Он, насылает на него отвратительные страдания, которые очерняют его, по сказанному: “Онемел я, замолчал, умолкли (мои слова) о добре — страдание мое очернило меня”. И словом “добро” здесь называется Тора…». (Тут применяется принцип взыскания «мера за меру»: поскольку человек презрел Тору, отнесясь к ней как к ненужной вещи, Б-г делает так, что и он окажется презренным в глазах всех.)
Шмират га-Лашон, 3, 4
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»