Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Говорится в Сифри: «Как награда за изучение Торы более велика, чем за любую другую заповедь, так и наказание за пренебрежение изучением Торы больше, чем за любое другое преступление». И говорится в трактате Авот: «Сказал рабби Йегошуа бен Леви: Каждый день с горы Хорев раздается голос, провозглашающий: “Горе людям из-за обиды, причиненной Торе (,..)”». А в святой книге Зогар утверждается, что будущий день Суда, о котором сказано: «Вот день приходит, пылающий, как печь…» — это день, когда Моше-рабейну взыщет за обиду, причиненную Торе, и что именно это подразумевает Мишна в словах: «Горе людям из-за обиды…» Ведь на самом деле Торе, основа святости которой — выше всех миров, как всем известно, очень обидно, когда люди — всего лишь материальные создания, взятые из праха и возвращающиеся в прах, — отделяются от нее.

И сказано в книге Маалот гa-Тора, что должен человек представить себе: если бы человеку самого низкого положения предложили поступить на службу к величайшему царю, причем служба эта столь почетна, что исполняют ее самые знатные жители этого царства, — конечно, возрадовался бы этот человек радостью великой, неописуемой! И не важно, что никакой награды за работу ему не обещали бы. И уж во всяком случае, не стал бы этот человек искать способа избежать возможности послужить царю.

И насколько же больше должен человек радоваться тому, что удостоился он изучать святую Тору, которая есть любимое постоянное занятие всех ангелов и с которой не расстаются праведники в раю; и уж никак невозможно, чтобы старался он уклониться от этого. И сказали мудрецы Талмуда, что, когда человек занимается Торой, обступают его ангелы, созданные звуками его уст, насколько хватает взгляда; он же — посреди них! Ясно теперь, почему так велико наказание оставляющему Тору, почему сказано о нем: «Оставившие Б-га будут уничтожены». Стыд! Позор! Что станет он делать, когда призовут его к ответу? Да можно ли измерить его наказание? Ведь как велика награда, так велико и наказание тому, кто отрекается от нее!

И пусть задумается он еще вот над чем. Предположим, что царь, великий и грозный, увидел человека, валяющегося в куче отбросов, покрытого коростой и страдающего всеми возможными недугами, испытывающего нужду буквально во всем. И чем-то полюбился ему этот человек, и велел царь смыть с него всю грязь, и стал пользовать его, пока не превратился он в пышущего здоровьем красавца. Тогда одел его царь в бесценные одежды и украсил его великолепными самоцветами и перлами; передал он ему всю свою казну и объявил повсюду, что все в этом царстве должны его слушаться; отдал он ему в жены свою дочь и вознес над всеми министрами и слугами… И в конце концов повелел он всем своим самым именитым подданным прислуживать ему в дорогих одеяниях, исполняя все его прихоти. И вот этот человек, облаченный в царские одежды, увенчанный драгоценными жемчугами, перед которым выступает вся знать страны, освещая ему факелами дорогу, именно сейчас этот человек заметил малышей, возящихся в грязи и играющих подобранными на дороге камешками! Позавидовал он им и захотел к ним присоединиться; сбросил он с себя богатое платье, презрел наслаждения, до которых поднялся, оставил князей, шествующих перед ним, — и тоже влез в грязь, измазался с ног до головы, так что стал выглядеть совсем как раньше. Не безгранично ли наказание этому человеку, который пренебрег почестями, оказанными ему царем и его подданными, и замарал свои драгоценные одежды?

Смысл притчи понятен: насколько же неизбежно и приуготовлено наказание тем, кто пренебрегает Торой, оставляя ее, чтобы возиться в грязи суетных занятий этого мира. (Здесь завершаются слова, взятые из книги Маалот гa-Тора. — Прим. сост.)

И это поможет нам понять сказанное мудрецами Талмуда (Брахот, 5): «Если человек имел возможность заниматься Торой, но не сделал этого — Святой, благословен Он, насылает на него отвратительные страдания, которые очерняют его, по сказанному: “Онемел я, замолчал, умолкли (мои слова) о добре — страдание мое очернило меня”. И словом “добро” здесь называется Тора…». (Тут применяется принцип взыскания «мера за меру»: поскольку человек презрел Тору, отнесясь к ней как к ненужной вещи, Б-г делает так, что и он окажется презренным в глазах всех.)

Шмират га-Лашон, 3, 4


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени