Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что же касается изучения Торы, то очень часто изучающий ее, увидев, как невелики его успехи в Торе, ибо не в состоянии запомнить ее наизусть, оставляет свои занятия. На самом же деле он поступает неправильно, и вот какой притчей поясняют это мудрецы Талмуда. Напоминает это одного человека, которому приказали наполнить водой бак и пообещали за каждое ведро воды заплатить золотой динар. А в дне бака была дырка, и, как ни старался этот человек наполнить его, вся вода выливалась на землю. Поэтому он бросил это занятие. Тут повстречал его один мудрец и спросил: «Почему же ты больше не носишь воду?» Ответ был: «Зачем же мне это делать, все равно вся вода окажется на земле!» Тогда сказал мудрец: «Да не все ли тебе равно? Ты ведь получаешь за свою работу плату золотыми монетами! Хозяин, скорее всего, знает, что бак его худой, и просто хочет дать тебе денег!»

То же самое, да еще и в тысячи тысяч раз сильнее, происходит и здесь. Святой, благословен Он, видит душу каждого человека и точно знает его способности: хорошая у него память или нет. И Он повелел всякому еврею изучать Тору и повторять ее. И даже если человек забыл что-то — не важно. Пусть повторит еще раз! Разве не получает он плату золотыми монетами? Всяким словом из Торы, которое он произносит, он выполняет отдельную заповедь! Ведь всем известно выражение из Писания: «Если ты будешь праведным — что ты этим дашь Ему?» Б-гу не нужен результат человеческой деятельности; Он оставил нам заповеди лишь потому, что Он благ и хочет творить благо человеку, но так, чтобы не оказалось оно «хлебом позора».

Торат гa-Баит, 13

Что значат деньги для бедного и богатого

«Ибо удел благой дал Я вам; Торы Моей не оставляйте…» Почему в этом стихе использованы два разных выражения: «удел благой» и «Тора Моя»? Дело в том, что, как все знают, взгляды людей различны. Некоторые вещи могут быть ценны для бедняка настолько, что он назовет их «благом»; для среднего же человека они лишены ценности. А то, что существенно для него, мелочь в глазах богача; ценности же, составляющие предмет его гордости, ничто для царя. И даже вещи, важные для царя — такие, как захват соседней страны, — презренны с точки зрения ангела. (Ведь бывают ангелы ростом во много тысяч верст, как рассказали нам мудрецы Талмуда в трактате Хулин, 92.) И именно поэтому сказало здесь Писание: «Ибо удел благой…», то есть: посмотрите, вдумайтесь, насколько велико заключенное в Торе добро, если она называется благом даже для Меня! Я ведь сотворил все миры, и все они предо Мной — ничто, но все-таки Тору Я называю «благим уделом», и она представляет собой то «скрытое сокровище», которым Святой, благословен Он, наслаждается постоянно, как сказано: «И буду Я наслаждаться ею изо дня в день». И кроме всего прочего, это — Моя Тора! Поэтому — «не оставляйте» ее.

Поистине, нет предела святости Торы! Мудрецы Талмуда сказали, что у каждого стиха из Торы есть шестьсот тысяч объяснений. А в «Толковании на буквы» рабби Акивы сказано, что сияние святых Имен Вс-вышнего простирается на двадцать одну тысячу раз по десять тысяч парса (мера длины, примерно равная 4 км. — Прим. пер.), что соответствует числовому значению Имени «Я буду» на Святом языке. И еще сказали мудрецы Талмуда (и приводится это в толковании Ялкут на Псалмы): Сказал рабби Элеазар: Главы Торы записаны не в их истинном порядке. Ведь если бы они были записаны в их истинном порядке, то всякий читающий их получил бы власть воскрешать мертвых и творить чудеса. Поэтому истинный порядок глав Торы скрыт от людей, и лишь Святому, благословен Он, он известен, согласно слову Писания: «Ибо кто, как Я, сможет прочесть…»

Шмират a-Лашон, З, 1


Насыщенность этого дня невероятна, и если бы еврейский народ не видел в исполнении заповедей смысл своего существования, все это просто невозможно было бы вместить в один короткий день: пост первенцев, первый день поста Эстер во время Пуримских событий, пост праведников, частичный запрет работы, уничтожение хамеца — это далеко не полный список дня 14 Нисана Читать дальше

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Подготовка к Песах в лагере

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Седер Песах в советском лагере»

Глава из книги Рава Ицхака Зильбера об удивительном проведении Пасального седера в Сталинском лагере

Кимха де-Писха — обычай помощи нуждающимся к празднику Песах

Толдот Йешурун

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — Кимха деПисха (мука на Песах). Cегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Кицур Шульхан Арух 113. Законы кануна Песаха, поста первенцев и выпечки мацы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Очищение посуды

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Иерусалим — в книгу Гиннеса

Гавриэль Блох

Предпасхальная уборка в Иерусалиме

«Мцора» («Прокаженный»)

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мцора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.