Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»Рабби Элияу Элиэзер Деслер
Притча Хафец Хаима. Как самозабвенно должен человек радоваться каждому дню своей жизни!

Как же самозабвенно должен человек радоваться каждому дню своей жизни, подаренному Б-гом благословенным! Ведь они даны ему для того, чтобы достичь бесконечного блаженства и среди заслуживших бессмертие вечно наслаждаться Б-гом. Стоит только задуматься об этом — и возлюбит человек благословенного Б-ra непреодолимой любовью в благодарность за ту жизнь, что даровал ему Б-г. А это подтверждает стих из Писания: «И удалит Г-сподь Б-г твой то, что закрывает сердце твое и сердца потомков твоих, чтобы ты любил Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, ради жизни твоей». Ведь на первый взгляд не ясно, для чего сказано «ради жизни твоей». Наше же объяснение делает эти слова полностью оправданными.

И можно пояснить это притчей. Вот история о человеке, который спас от смерти царского сына, и за это царь пожаловал ему право в один из дней войти на сутки в его огромную сокровищницу и взять там все, что он захочет, — а были там и золотые монеты, и серебряные, и прекрасные вещи, привезенные со всего света. Человек целые сутки собирал серебро и золото не покладая рук, собрал его бессчетное количество и с этого времени начал восходить по ступеням богатства выше и выше, пока не сделался самым великим и знаменитым миллионером во всем мире. В годовщину этого события он всегда устраивал праздничный пир. Съезжались на эти пиры все самые знатные люди страны. Так продолжалось несколько десятков лет, пока не забылась суть этой истории: откуда, собственно, взялось это несметное богатство.

Но однажды произошло вот что. В самый разгар пиршества сказал хозяин своим сотрапезникам, тоже великим богачам: «Задам-ка я вам вопрос! Скажите, как по-вашему, почему этот день я люблю больше всех прочих дней?» И ответили ему: «Мы полагаем, потому ты так ценишь этот день, что дом твой убран всякими красотами, и стулья покрыты золотом, и стол ломится от редкостных яств, и весь высший свет пришел разделить с тобой трапезу и собрался возле твоего стола; сам же ты восседаешь посреди всего этого великолепия в царских одеждах!» И ответил он им: «Один день запечатлен в моей памяти. В этот день был я голоден, и испытывал жажду, и одет был в простую одежду, как один из низких людей, и не удостоился тогда ни одного прислужника… Но, несмотря на все это, тогда радость моя в каждую минуту была больше, чем теперь». И обернулись гости друг к другу с удивлением, не поняв его слов. А он объяснил: «Я говорю о том дне, когда мне позволили войти в сокровищницу: тогда все двадцать четыре часа мне очень хотелось есть и пить (ведь жалко было оставить сокровищницу даже ненадолго!), и одет я был в дешевое простое платье, и никого тогда со мной не было. Но ликование мое было неописуемо: ведь ни на минуту не прекращал я чувствовать, как высоко сейчас возношусь! Вот нашел я драгоценный золотой сосуд, а потом — кубок, изукрашенный самоцветами и перлами… И так — все двадцать четыре часа! И нимало не страдал я от голода, столь велика была моя радость. То ли дело сейчас: когда я уже привык к богатству и почетной одежде, я уже не так радуюсь».

О том же говорит и наш стих. Б-г благословенный спустил Свое восхитительное сокровище — Тору и заповеди — ради нас в этот мир и разрешил человеку в любой день из всех лет его жизни брать из него все, что он захочет. А ведь даже самая маленькая буковка из них более драгоценна, чем все жемчуга мира! (Сказали мудрецы Талмуда благословенной памяти, комментируя стих «Все желанное тебе не сравнится с ней»: «Все драгоценности и жемчуга мира не сравнить даже с одним словом Торы».) И поэтому подобало бы человеку радоваться все дни его жизни, которую дал ему Б-г благословенный. И кроме того, подобает ему любить Б-га, давшего ему такое сокровище, любовью искренней и верной. И если в жизни не так уж много удовольствий и не проходит она в постоянных наслаждениях — это ничего не меняет. Главное — он может собирать драгоценные перлы! Так что и смотреть на себя он должен, как тот богач, который, как он сам говорит, не ощущал в сокровищнице никаких физический страданий, будучи весь захвачен великой радостью.

Но на самом деле наше сердце закрыто и мы не видим величайшей ценности Торы и заповедей — поэтому мы и не радуемся им и нет в нас любви к Б-гу. И только тогда появляется она, когда получаем мы от Б-га какое-нибудь благодеяние в этом мире. Но придет день — и Б-г раскроет наши сердца, и мы постигнем, как невероятно велика ценность Торы и заповедей. Вот когда расцветет в нас истинная любовь к Б-гу за каждую секунду нашей жизни, за которую мы можем успеть собрать великие богатства. Ведь миллионер из нашей притчи тоже полюбил царя сильнейшей любовью за те сутки, на которые тот подарил ему свою сокровищницу. И стих имеет в виду именно это, когда говорит: «И уберет Г-сподь Б-r твой то, что закрывает сердце твое (…) ради жизни твоей». Только лишь благодаря тому, что Он дал тебе жизнь, станешь ты любить Его великой любовью.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.