Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто не чувствует боль роженицы, мучающейся на другом конце земли, как свою собственную боль, не достоин имени “праведник”»Рабби Мордехай из Несвижа

Как надо молиться за выздоровление больных. Патент от Баба-Сали. (Плюс важное дополнение)

26 октября 2011, 14:58

Отложить Отложено

Трудно мне дается подготовка к урокам на Ти-Ви-Толдот. Уходит несколько часов на написание конспекта.
Все остальные уроки – в любую эпоху моей биографии – подобной тяжелой подготовительной работы не требуют – ни теперь, ни раньше. Но тут ведь в запись! – не скажу на века, но недели-то три продержатся. А поэтому не должно быть нечеткости, ошибок и скороговоркой прочитанных неглубоких текстов. И рассказы для иллюстраций должны быть такие же – сюжетные, яркие и в то же время поучительные. Не для развлечения, а для размышления. Хотя если есть второе, то надо добавить и первого. (Я не про смену блюд на обеде, а про видео-урок.)

А теперь к делу. Главной частью подготовки является поиск эпизодов-иллюстраций. Для этого у меня полно книг. Как только выбрана тема – сажусь за адаптацию и перевод с переосмысливанием. Обычно на урок – а он длится час – уходит от 6 до 16 историй из жизни праведников, учителей и талмудистов Нового времени – это значит, начиная где-то с эпохи Гаона и до наших включительно дней.

Что-то беру с первого прочтения, что-то оставляю "на перечитать позже", что-то сразу отбрасываю. Обычно в раздел "отбрасываю" попадают рассказы, исполненные в жанре чудес. Мне кажется, что наш зритель русскоязычный еврей слушает головой. (В то время как местный, израильский еврей слушает главным образом сердцем. А американский еврей – через заинтересованность: "а что мне это даст соблюдение заповедей?" – Поэтому можете смело начинать лекцию на английском языке заявлением: "Слушайте, сейчас я вам сообщу новость на миллион долларов".)

** **

И вот, позавчера попалась мне на глаза история про Баба-Сали. А известно, что, где Баба-Сали – там чудеса.

Рассказ о нем я прочел скептически – и отложил в сторону. А потом – уже в автобусе – снова вернулся к нему (мысленно) и в корне пересмотрел свое решение. Ибо из этого рассказа следует вывод-новость на миллиард долларов! Судите сами. Сейчас я его вам приведу. А потом познакомлю с выводом.

** **

(Даю почти в конспектном виде, примерно как было написано в моих листочках во время записи.)

Раби Исраэль Авухацира (Баба-Сали, 1890-1984). Однажды у него серьезно заболели глаза. Его отправили в частную глазную клинику в Париже. Там его лечил доктор по фамилии Клиши.

Доктор проявил по отношению к прославленному праведнику максимальное участие. Заботливо ухаживал за ним, обеспечил всем необходимым для лечения и проживания в клинике. Была проведена сложная операция – в результате, к раву полностью вернулось зрение.

Благодарность Баба-Сали не знала границ.

И вот, через много лет пришел в синагогу к Баба-Сали один еврей из Франции и попросил помолиться о его жене, которая серьезно заболела. Цадик исполнил его просьбу, назвав имя женщины в субботней молитве, когда евреи молятся за полное излечение всех больных своего народа.

После молитвы гость из Франции остался в синагоге, нашел момент и подошел к Баба-Сали. Рассказал, что его жена, за которую тот только что молился, – дочь доктора Клиши, лечившего раби Исраэля. (Заметим, что рассказал он об этом не до молитвы, а после!)

Баба-Сали так растрогался, что начал расспрашивать – и о докторе, и о семье посетителя. Сказал, насколько он благодарен тому замечательному доктору. Говорил о нем в самых восторженных выражениях.

И еще сказал – что прямо сейчас снова помолится за выздоровление дочери доктора Клиши.

Индивидуально только о ней.

Помолился – и сказал тому еврею, что вот, сейчас он придет домой – а его встретит на пороге жена.

Посетитель удивился – потому что жена уже несколько недель не вставала с кровати.

И как только он пошел домой – за ним отправилось не меньше двух десятков других евреев – посмотреть на чудо, которое буквально несколько секунд назад сотворил на их глазах их любимый раввин.

И вот, они пришли к тому дому – а в дверях никто никого не встречает. Ну что ж, бывает. Наверно, это было сказано в переносном смысле, она, конечно, приподнялась на постели и ожила – но главное, что теперь она поправится и уж точно встанет на ноги. С тем люди пошли со двора. А тот еврей вдруг выскочил наружу и как закричит: она стоит, она стоит!

Оказывается, она действительно поднялась. Сказала, что почувствовала себе много лучше и решила помочь домашним накрыть стол для утренней трапезы. И тут же люди побежали обратно в синагогу и объявили своему раву, что "она стоит!"

(מספר ''בבא סלי'')

** **

Я бы не приводил эту историю – уж больно она, повторяю, похожа на сказку. (Хотя пишут, что там было полно свидетелей.) Но этому чуду есть объяснение. Оказывается, молитва праведника вышла из благодарного сердца. Баба-Сали испытывал чувство огромной благодарности к тому доктору, который его вылечил и проявил неординарное участие в судьбе и выздоровлении больного.

А благодарность праведника способна творить чудеса. Что и произошло.

** **

Вывод.

Когда будем молиться за выздоровление другого человека – стоит вспомнить, что он сделал хорошего нам и людям – и насколько мы ему за это благодарны. Тогда молитва сработает.

Кстати, отсюда мы видим, что, если хочешь, чтобы молитва других людей тебе помогла – надо делать хорошие дела – чтобы окружающие испытывали к тебе чувство благодарности.

** **

Рассказ про Баба-Сали был прочитан мной на уроке (теперь жду его в виде видео-файла), который назывался "Снова о благодарности".

Вступление в урок было примерно таким:

Сказано в мидрашах, что в дни Создания мира трава поднялась, но не росла, мир никак не развивался – все замерло в ожидании появления Человека. И как только Человек появился и произнес первую молитву – начала расти трава, а мир развиваться.

Значит, мир был "заведен" молитвой. Она лежит в основе всего – и предшествует исполнению всех заповедей.

Но что это была за молитва? Просьб у человека еще не было – ибо он владел всем! Значит, он произнес молитву благодарности! За то, что Творец дал человеку жизнь и создал для него великолепный мир.

Благодарность включила мир. Стала его ключом зажигания.

Кстати, благодарность – не только начало человеческой истории, но и начало нашего с вами дня, который мы начинаем с молитвы "Моде ани лефанэха".

Т.е. благодарность – основа мира, нашей жизни и нашего каждодневного существования.

** **

Особое спасибо тем, кто прочел эту мини-статью.

 

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. Написано почти через четыре дня после статьи.

На уроке возникла тема. Если мне выгодно делать хорошие дела - потому что адресаты моих дел в случае чего помолятся от всего благодарного сердца за мое выздоровление-спасение-облегчение, то получается, что свои благие дела я сделал вполне корыстно. А в иудаизме такое поведение не очень приветствуется.

Так вот. Первый ответ - как решение этой проблемы - прост как правда. Да, пусть я корыстен и забочусь о себе - но мои адресаты, они-то вполне искренне благодарны мне и желают мне выздоровления без оглядки на себя, верно? А небу только того и надо: оно смотрит на намерение молящегося - и, если оно корректно и справедливо, исполняет просьбу. Так устроен мир.

Второй ответ еще проще. Дело в том, что награда полагается за любое исполнение заповеди, если человек делает ее во имя небес, а не в своих целях. И только заповедь цдаки (помощи другим людям) такого ограничения не имеет. Помоги своему ближнему - даже если помогаешь ему с тайной целью обустроить свои собственные дела и получить выгоду и личную пользу. Пожалуйста! Тебе такое исполнение будет засчитано по полной. Ибо в цдаке - главное цдака, а не твои помыслы.

Но конечно, лучше и цдаку вместе с хорошими делами (гмилут хасадим) давать и делать без привнесения в эти великие заповеди своих личных интересов.

Теги: Видео-урок, Недельный раздел