Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какая работа запрещена в Субботу?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Моше Пантелят

Отложить Отложено

Здравствуйте! ЧТО ТАКОЕ РАБОТА? Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?

Отвечает рав Моше Пантелят

Прежде всего, давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть свое название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир (Как сказал Всевышний только что созданному первому человеку: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет. Шесть дней мы покоряем природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений и не изменяем мир. Но о каких конкретных действиях идет речь? Мы не будем размышлять, какие действия в большей, а какие в меньшей степени демонстрируют способность человека преображать мир. Дело в том, что конкретные законы субботы, разработанные в деталях, уже даны в Торе, а высказанная выше идея о необходимости приостановить завоевание мира раз в семь дней представляет собой осмысление этих законов лишь на втором этапе (после получения в готовом виде). Замечательно, — скажете Вы, — но, читая Тору, трудно не заметить, что никакой детально разработанной системы субботних запретов в ней нет; есть только общее и туманное требование не делать работы (мелахот), да еще запрет разводить огонь. Замечание выглядит верным по поводу текста Письменной Торы. Но дело в том, что в Торе Устной содержится подробное разъяснение законов Субботы.Все же, в Письменной Торе есть намек на список мелахот, приведенный в Устной Торе (в Талмуде). Что за намек? Одним из первых действий, совершенных евреями в Синайской пустыне сразу после получения Торы, было сооружение Соборного шатра, Мишкана, который, представляя собой сборно-разборную конструкцию, должен был выполнять функции Переносного Храма на все время скитаний по пустыне. Подробно описав строение Мишкана, Тора начинает рассказ о его сооружении: «И собрал Моше все общество сыновей Израиля, и сказал им: вот слова, которые велел передать Всевышний: шесть дней пусть делается мелаха, но седьмой день будет для вас святыней, Субботой для Всевышнего. Всякий, делающий мелаху в этот день, должен быть предан смерти…» И сразу за этими словами идет приказ приступить к сооружению Мишкана (см. Шмот 35:4). Причем возникает вопрос: какая связь между этими разными вещами? Почему Творец счел нужным повторить заповедь о Субботе перед началом работы над Мишканом? Вывод напрашивается сам собой. Всевышний видел, с каким нетерпением ждут евреи начала работы над Храмом, который должен был символизировать прощение греха золотого тельца. Кто знает, может, их энтузиазм был настолько велик, что они в творческом порыве решили бы возводить Мишкан и по Субботам? Опасение не было лишено оснований, поэтому Создатель предупредил: Мишкан будет строиться шесть дней в неделю, а с наступлением Субботы вся работа должна быть приостановлена! Но если так, то мы получаем несложное уравнение: все операции, необходимые для сооружения Мишкана, нельзя совершать в Субботу, как сказал Моше: «Шесть дней пусть делается мелаха, но седьмой день будет для вас святыней». Т.е., работа над Мишканом и называется мелахой. Вот мы и получили определение того, что такое мелаха.Теперь давайте попробуем восстановить список мелахот, изучая описание строительства Мишкана, как оно приведено в Торе. Мишкан представлял собой разборный шатер, стены которого собирались из брусьев, а сверху на них в несколько слоев клались покровы из кож и шерсти животных. Начнем с шерстяного покрова. Чтобы получить его, необходимо ОСТРИЧЬ овец. Вот у нас и есть первая операция! Затем нужно ПРОЧЕСАТЬ и ОТБЕЛИТЬ шерсть (проще говоря, выстирать ее или почистить). Теперь ее можно ПОКРАСИТЬ. Для приготовления красителей теплых тонов использовались вещества, получаемые из растений. А растения, как известно, надо сначала вырастить, для чего необходимо проделать ряд земледельческих операций. Нужно ВСПАХАТЬ землю и ПОСЕЯТЬ семена подходящих растений. После «посевной» надо провести «уборочную»: СЖАТЬ урожай (убрать его, т.е. сорвать выросшие растения), а также СВЯЗАТЬ В СНОПЫ собранные растения. Затем требуется ОБМОЛОТИТЬ собранное для того чтобы отделить зерна от колосьев (если речь идет о зерновых), и ПРОВЕЯТЬ, подбрасывая их на ветер, выдувающий отходы. Перед тем как начать МОЛОТЬ зерна в жерновах, нужно их ПЕРЕБРАТЬ, чтобы очистить от примеси мусора (даже небольшое его количество могло испортить краску). Получившийся порошок нужно ПРОСЕЯТЬ в сите, чтобы отделить его от снятой кожуры. Теперь уже совершенно чистый красильный порошок можно ЗАМЕШАТЬ на воде, до состояния гомогенной кашицы, и уже последнюю СВАРИТЬ на огне, пока не получится готовая краска. Трудоемкий процесс! Но другого выхода у евреев не было. Теперь обратимся к шерсти. После крашения ее нужно ПРЯСТЬ. Затем следует ВЫТКАТЬ полотно. Сюда входят две предварительные операции — РАСПРАВЛЕНИЕ и УСТАНОВЛЕНИЕ продольных параллельных нитей для основы ткани в станке. Иногда в процессе работы требуется РАСПУСТИТЬ неудачно получившуюся ткань, чтобы соткать ее снова. Готовую ткань следует РАСКРОИТЬ и РАЗРЕЗАТЬ (по выкройке), а потом СШИТЬ. В процессе шитья приходится иногда РВАТЬ и РАСПАРЫВАТЬ полотно, в особенности, когда в нем обнаруживается отверстие: чтобы не было складок, древние ткачи делали продольный разрез и зашивали его по всей длине. Кстати, мы едва не забыли о голубой краске для шерстяного покрова. В стародавние времена ее получали из особых моллюсков, которых нужно было ЛОВИТЬ на берегу моря. Для этого требовалось изготовить сети, т.е. надо было ЗАВЯЗЫВАТЬ, а иногда и РАЗВЯЗЫВАТЬ узлы (для изменения формы сети). Ловить приходилось и других животных. Для сооружения Мишкана были необходимы кожи животных, которых приходилось их ловить и УБИВАТЬ, а затем СНИМАТЬ шкуру, СКОБЛИТЬ ее, убирая щетину и подкожный жир, ДУБИТЬ полученные кожи и только потом сшивать их вместе для покрытия шатра. Теперь перейдем к возведению стен. Их собирали из массивных брусьев прямоугольного сечения, которые евреи, по преданию, вынесли готовыми из Египта. Брусья вставлялись одним концом в тяжелые металлические подставки; далее следовало скрепить их друг с другом, чтобы образовались стены, т.е. стену надо было ПОСТРОИТЬ. Есть еще одна операция: Мишкан, поскольку он был Переносным храмом, нужно было время от времени разбирать, иными словами, РАЗРУШАТЬ — чтобы возвести на новом месте. Брусья выстраивали в стену не произвольно, а по строгому порядку: те, что были ближе к той части Храма, что называлась Святая Святых, нельзя было в следующий раз ставить на более далекое место. Поэтому, чтобы не произошло путаницы, надо было НАПИСАТЬ на них порядковые номера, и если при маркировке допускалась ошибка, приходилось СТИРАТЬ НАПИСАННОЕ с тем, чтобы написать правильно. Для исполнения многих операций (например, чтобы сварить краску) требовалось ЗАЖЕЧЬ огонь, а затем его поддерживать. Для этого нужны угли, которые изготовлялись путем ТУШЕНИЯ недогоревших поленьев. Кроме того, нужно было ВЫНОСИТЬ грузы из частных владений в общественное. И наконец последнее действие — ЗАВЕРШАЮЩИЙ УДАР, то есть окончание всего технологического процесса. Мудрецы Талмуда понимали, что, когда Тора рассказывает нам о построении Мишкана, она тем самым дает не просто список неких частных работ, а сообщает о тридцати девяти общих категориях, архетипах созидательной человеческой деятельности. Каждая из этих категорий может включать в себя много частных подвидов, причем любой из них — это некая операция, тип работы, напоминающий начальный прототип, даже если он, этот тип работы, не применялся при сооружении Мишкана. Общая категория названа в Талмуде ав — «отец», основа (множественное число — авот). Иногда говорят ав мелаха, главная работа в своем классе. Сюда входят те работы, что применялись в Мишкане. А те действия, что не совершались при сооружении Мишкана, а только напоминают авот целью или внешней формой, называются в Талмуде толадот — «дети», вытекающие действия (единственное число — толада) или, что то же самое, производные частные операции. Приведем пример. Одна из тридцати девяти мелахот — сеять. По определению, посев является операцией, цель которой — укоренение растений в почве для дальнейшего их произрастания. Значит, любые действия, приводящие к росту дерева или растения, должны входить в этот класс. Получаем, что запрещены не только посев зерен и посадка саженцев, но и подрезка деревьев, прополка, поливка. Вся разница лишь в том, что посев зерен использовался при строительстве Мишкана, поэтому про него мы говорим, что он главная в данном классе операция, он — ав. А прополка и поливка, соответствующие главному виду по цели, названы толадот. Так список из тридцати девяти мелахот пополняется десятками новых производных, выведенных мудрецами из основных базисных типов, данных в Торе. Для их изучения рекомендую книгу «Царица Суббота», которую можно приобрести в книжных магазинах.

Рав Моше Пантелят

Материалы по теме


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше