Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Урок алохи (еврейского закона — иврит) ведет рош йешивы «Торат Хаим» рав Мойше Лебель

Заповедь соблюдения субботы — одна из самых важных заповедей в еврейской традиции. «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день полного покоя, посвященного Б-гу», — говорится в Торе.

Соблюдение субботы — это празднование седьмого дня недели, дня покоя, отдыха и удовольствия. В семьях, придерживающихся еврейской традиции, в субботу устраивают три праздничных торжественных застолья. В синагоге проходит особенная субботняя молитва, во время которой читается недельная глава из свитка Торы.

Суббота начинается с захода солнца в пятницу и завершается с появлением звезд в субботу вечером. Этот день представляется Торой, как особенное по качеству время. Философский смысл этого аспекта субботы подробно описывается в Талмуде и других еврейских книгах. Существуют также особенные правила соблюдения субботы. В статье главы ешивы «Торат Хаим» рава Мойши Лебеля объясняются некоторые из них.

В некоторых случаях разрешается начинать какое-либо дело вечером в пятницу (эрев шабат — иврит), если оно завершится в субботу без участия человека.

Это разрешение, по словам Бейт Гилеля, записано в Мишне «Шабат». В эрев шабат позволяется начать легкую работу. Например, можно включить механизм для поливания цветов, планируя, что эта работа завершится в субботу, если оросительная система отключается автоматически. Однако полноценную трудоемкую работу не принято начинать в эрев шабат, даже в случае, когда человек рассчитывает завершить ее до начала субботы. Такое дело лучше перенести на другое время.

Есть обычай не начинать также в эрев шабат работу, создающую шум, пишет Рамо, если ее исполнение в другое время не принесет материального ущерба. Например, перед субботой не включают стиральную машину, рассчитывая, что ее работа завершится в субботу. Стирку не начинают в эрев шабат по двум причинам. Во-первых, из-за опасения пренебречь заповедью об оказании почета субботе. Во-вторых, шум стиральной машины заставит соседей думать, что стирка была начата в субботу. По этим же причинам не следует оставлять радио, работающим в субботу.

Запрещено в эрев шабат ставить таймер на плиту, чтобы она автоматически отключилась в субботу. В книге «Письма Моше» рав Мойше Файнштейн на вопрос о включении таймера на плите перед субботой отвечает: «Не дай Б-г, так делать». Виды работ, которые можно завершить либо начать с помощью часового механизма, запрещены, так как их разрешение может привести к тому, что таким способом начнут запускать заводы в субботу. Нет пренебрежения субботой больше этого. По мнению рава Мойше Файнштейна, на подобный вопрос мудрецы Мишны и Геморы ответили бы однозначным запретом. Это абсолютно ясно, говорит он, так как они запретили обращаться в эрев шабат к нееврею с просьбой сделать какую-либо работу в субботу.

Исключение из этого правила — настраивание таймера на включение-выключение света в субботу. Это разрешено, поскольку у евреев есть обычай зажигать и тушить масляные свечи с помощью нееврея во время больших трапез, посвященных свадьбе, обрезанию или другому торжеству. Существование такого обычая не позволит другим евреям думать, что свет был зажжен в субботу. Но из этого правила нельзя сделать вывод о том, что разрешено выполнять другие работы с помощью таймера в шабат. Например, запрещено использовать таймер, чтобы послушать музыку в субботу.

Разрешено также в эрев шабат заводить будильник, чтобы вовремя проснуться на следующее утро. Причина такого разрешения в том, что обычно будильник заводят заранее, так что эта работа не может уменьшить почет субботы, и у соседей-евреев не будет причины подозревать в нарушении субботы человека, в доме которого в этот день звонит будильник.

из журнала «Мир Торы», Москва


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.