Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Урок алохи (еврейского закона — иврит) ведет рош йешивы «Торат Хаим» рав Мойше Лебель

Заповедь соблюдения субботы — одна из самых важных заповедей в еврейской традиции. «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день полного покоя, посвященного Б-гу», — говорится в Торе.

Соблюдение субботы — это празднование седьмого дня недели, дня покоя, отдыха и удовольствия. В семьях, придерживающихся еврейской традиции, в субботу устраивают три праздничных торжественных застолья. В синагоге проходит особенная субботняя молитва, во время которой читается недельная глава из свитка Торы.

Суббота начинается с захода солнца в пятницу и завершается с появлением звезд в субботу вечером. Этот день представляется Торой, как особенное по качеству время. Философский смысл этого аспекта субботы подробно описывается в Талмуде и других еврейских книгах. Существуют также особенные правила соблюдения субботы. В статье главы ешивы «Торат Хаим» рава Мойши Лебеля объясняются некоторые из них.

В некоторых случаях разрешается начинать какое-либо дело вечером в пятницу (эрев шабат — иврит), если оно завершится в субботу без участия человека.

Это разрешение, по словам Бейт Гилеля, записано в Мишне «Шабат». В эрев шабат позволяется начать легкую работу. Например, можно включить механизм для поливания цветов, планируя, что эта работа завершится в субботу, если оросительная система отключается автоматически. Однако полноценную трудоемкую работу не принято начинать в эрев шабат, даже в случае, когда человек рассчитывает завершить ее до начала субботы. Такое дело лучше перенести на другое время.

Есть обычай не начинать также в эрев шабат работу, создающую шум, пишет Рамо, если ее исполнение в другое время не принесет материального ущерба. Например, перед субботой не включают стиральную машину, рассчитывая, что ее работа завершится в субботу. Стирку не начинают в эрев шабат по двум причинам. Во-первых, из-за опасения пренебречь заповедью об оказании почета субботе. Во-вторых, шум стиральной машины заставит соседей думать, что стирка была начата в субботу. По этим же причинам не следует оставлять радио, работающим в субботу.

Запрещено в эрев шабат ставить таймер на плиту, чтобы она автоматически отключилась в субботу. В книге «Письма Моше» рав Мойше Файнштейн на вопрос о включении таймера на плите перед субботой отвечает: «Не дай Б-г, так делать». Виды работ, которые можно завершить либо начать с помощью часового механизма, запрещены, так как их разрешение может привести к тому, что таким способом начнут запускать заводы в субботу. Нет пренебрежения субботой больше этого. По мнению рава Мойше Файнштейна, на подобный вопрос мудрецы Мишны и Геморы ответили бы однозначным запретом. Это абсолютно ясно, говорит он, так как они запретили обращаться в эрев шабат к нееврею с просьбой сделать какую-либо работу в субботу.

Исключение из этого правила — настраивание таймера на включение-выключение света в субботу. Это разрешено, поскольку у евреев есть обычай зажигать и тушить масляные свечи с помощью нееврея во время больших трапез, посвященных свадьбе, обрезанию или другому торжеству. Существование такого обычая не позволит другим евреям думать, что свет был зажжен в субботу. Но из этого правила нельзя сделать вывод о том, что разрешено выполнять другие работы с помощью таймера в шабат. Например, запрещено использовать таймер, чтобы послушать музыку в субботу.

Разрешено также в эрев шабат заводить будильник, чтобы вовремя проснуться на следующее утро. Причина такого разрешения в том, что обычно будильник заводят заранее, так что эта работа не может уменьшить почет субботы, и у соседей-евреев не будет причины подозревать в нарушении субботы человека, в доме которого в этот день звонит будильник.

из журнала «Мир Торы», Москва


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»